www.DocNorma.Ru |
КАТЕГОРИРОВАНИЕ
ПО ВЗРЫВОПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ
И КЛАССИФИКАЦИЯ ВЗРЫВООПАСНЫХ ЗОН ОБЪЕКТОВ
АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ (АЗС) И
ТОПЛИВОЗАПРАВОЧНЫХ ПУНКТОВ (ТЗП)
В нормативных документах, касающихся установок топливозаправки (бензин, дизельное топливо) автомобильного транспорта, приводятся изложенные ниже данные по категорированию объектов по взрывопожарной опасности и классификации взрывоопасных зон.
1. "Правила технической документации стационарных и передвижных автозаправочных станций", утверждены председателем Госкомнефтепродукта РСФСР 15 апреля 1981 г.
Взрывоопасные установки АЗС представлены в таблице.
Наименование установки |
Категория |
Класс по ПУЭ |
Размер взрывоопасной зоны |
Топливораздаточная колонка (бензин) |
А |
В-1г |
5 м по горизонтали и вертикали от колонки |
Резервуары для приема и хранения ЛВЖ подземные |
А |
В-1г |
3 м по горизонтали и вертикали от резервуара |
Стоянка автоцистерн при сливе ЛВЖ и смотровые колодцы подземных резервуаров ЛВЖ |
А |
В-1г |
5 м по горизонтали и вертикали от закрытого места слива (границ колодца) |
Дыхательные устройства резервуаров ЛВЖ |
А |
В-1г |
5 м по горизонтали и вертикали от дыхательных и предохранительных клапанов |
Обращает на себя внимание неправомерность категорирования наружных взрывоопасных установок и несоответствие указанных размеров взрывоопасных зон требованиям главы 7.3 ПУЭ.
2. СНиП II-93-74 "Предприятия по обслуживанию автомобилей. Нормы проектирования".
Категорирование установок в нормах отсутствует, но приведены следующие расстояния от раздаточных колонок нефтепродуктов:
до зданий АЗС II степени огнестойкости - 4 м;
до зданий АЗС III степени огнестойкости - 7 м;
до подземных резервуаров нефтепродуктов - 4 м;
до раздаточных колонок нефтепродуктов - не нормируется;
до проездов или площадок автомобилей (край заправочного островка) - 0,8 м.
Расстояние между заправочными островками должно приниматься:
при расположении заправляемых автомобилей в один ряд равным ширине автомобиля плюс 1 м, но не менее 3 м;
при расположении автомобилей в два ряда - равным удвоенной ширине автомобиля плюс 1,5 м, но не менее 7 м.
Указанные расстояния между заправочными островками должны увеличиваться на 4 м, если между ними предусматривается также транзитный проезд автомобилей к другим заправочным колонкам станции.
Классы взрывоопасных зон согласно указанию СНиП 11-93-74 должны определяться по требованиям главы 7.3 ПУЭ.
3. ВСН 01-89 "Предприятия по обслуживанию автомобилей", Минавтотранс РСФСР.
В составе ТЗП для бензина и дизельного топлива, размещаемого на территории автотранспортных предприятий, предусматриваются следующие сооружения:
подземные резервуары для хранения топлива;
островки для размещения раздаточных колонок;
павильон для установки пультов управления (может не сооружаться).
Расстояния от раздаточной колонки до других сооружений ТЗП следует принимать не менее:
до павильона ТЗП - 4 м;
до проезда, до края островка для раздаточной колонки - 0,8 м;
до подземного резервуара - 4 м;
до раздаточной колонки - не нормируется.
Расстояние между островками для раздаточных колонок можно принимать согласно п. 2 настоящего документа.
В ВСН 01-89 имеется указание, что при проектировании должны выдерживаться требования ПУЭ. Это означает, что классификация взрывоопасных зон установок ТЗП должна выполняться согласно главе 7.3 ПУЭ.
4. Перечень категорий помещений и сооружений автотранспортных и авторемонтных предприятий по взрывопожарной опасности Минавтотранса РСФСР (1989 г.).
Выписка из перечня
№№ |
Наименование |
Категория |
Класс |
Размер взрывоопасной зоны |
64.1 |
Стационарный автозаправочный пункт (бензин, дизельное топливо) |
- |
В-1г |
3 м по горизонтали и вертикали от топливораздаточных колонок |
64.2 |
Площадка для передвижной заправочной станции (бензин, дизельное топливо) |
- |
В-1г |
3 м по горизонтали и вертикали от топливозаправщика |
64.3 64.4 |
Подземные резервуары для бензина, дизельного топлива |
- |
В-1г |
5 м по горизонтали и вертикали от устройств выброса из предохранительных и дыхательных клапанов емкостей |
64.5 64.6 |
Склад баллонов СНГ, СПГ, открытый (пропан-бутановая смесь, метан) |
- |
В-1г |
3 м по горизонтали и вертикали от баллонов |
64.8 |
Пункт аккумуляции СПГ (метан) |
- |
В-1г |
5м по горизонтали и вертикали от границы пункта и обреза сбросного трубопровода (свечи) |
64.9 |
Сливная и наполнительная колонка для СНГ (пропан-бутановая смесь) |
- |
В-1г |
3 м по горизонтали и вертикали от сливных и наполнительных колонок |
64.10 |
Площадка для подземных емкостей для СНГ (пропан-бутановая смесь) |
- |
В-1г |
8 м по горизонтали и вертикали от резервуаров |
Примечание. СНГ - сжиженный нефтяной газ; СПГ - сжатый природный газ.
Приведенная выше информация по АЗС, ТЗП свидетельствует о ее противоречивости, особенно в части категорирования и классификации пространства у топливозаправочных колонок. Согласно приведенным документам транспортное средство при заправке, как правило, располагается непосредственно во взрывоопасной зоне класса В-1г, что является недопустимым.
В рассмотренных выше документах СНиП II-93-74 и ВСН 01-89 в части классификации взрывоопасных зон сделаны ссылки на главу 7.3 ПУЭ "Электроустановки во взрывоопасных зонах". Следует иметь в виду, что требования ПУЭ определяют общие принципы классификации взрывоопасных зон и специфика АЗС, ТЗП, естественно, в главе 7.3 не отражена.
Как разработчик главы 7.3 институт Тяжпромэлектропроект рекомендует для объектов АЗС, ТЗП принимать следующие решения:
у наружной топливозаправочной колонки имеет место взрывоопасная зона класса В-1г (зона 2 согласно публикации 79-10 МЭК и проекта главы 7.3 ПУЭ 7-го издания) на расстоянии 0,5 м от корпуса колонки. Это решение соответствует требованиям раздела 514 национального электротехнического кода США для разливочных автоматов заправки автотранспорта. В рекомендациях МЭК не содержится конкретных указаний по топливозаправочным колонкам, но анализ документа 31J секр. 10 от мая 1987 г., подготовленного ТК 31 МЭК, позволяет принять для данной конструкции зону класса 2 радиусом 1 м от возможного источника выделения, что примерно соответствует протяженности зоны 0,5 м от корпуса колонки;
при непринятии мер по удалению пролившегося топлива пространство у земли вокруг топливозаправочной колонки высотой 0,5 м и радиусом 3 м от оси колонки следует также относить к взрывоопасной зоне класса В-1г;
пространство внутри кожуха топливораздаточной колонки классифицируется согласно главе 7.3 ПУЭ только в том случае, если это оговорено техническими условиями или стандартами на изготовление топливораздаточной колонки;
классификацию помещений с установками заправки автомобилей рекомендуется производить согласно пп. 3.1.1, 3.1.2 ВНТП 10-90 "Определение категорий помещений и зданий заводов Минавтосельхозмаша по взрывопожарной и пожарной опасности", Минавтосельхозмаш СССР, 1990 г.;
размеры взрывоопасных зон остальных наружных взрывоопасных установок АЗС, ТЗП должны приниматься в соответствии с отраслевыми нормами технологического проектирования, при разработке которых следует учитывать рекомендации ТК 31 МЭК. Часть из них содержится в работе Тяжпромэлектропроекта "Классификация взрывоопасных зон в национальных и международных стандартах, правилах" (шифр М788-1082, 1992 г.).
При отсутствии отраслевых норм технологического проектирования должны быть учтены требования п. 7.3.44 главы 7.3 ПУЭ 6-го издания.
_________________________________________________________ |