www.DocNorma.Ru |
Постановление Правительства Москвы от 23 сентября 2008 г.
N 863-ПП
"Об основных направлениях политики Правительства Москвы в области арендных
отношений по объектам нежилого фонда, находящимся в собственности субъекта
Российской Федерации - города Москвы, на 2009-2011 гг."
В соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 3 июля 2007 г. N 546-ПП "О прогнозе социально-экономического развития города Москвы до 2011 года", от 23 мая 2006 г. N 327-ПП "Об итогах реализации Концепции управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года и основных задачах по управлению имуществом города Москвы до 2008 года", учитывая требования федеральных законов от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также в целях реализации полномочий субъекта Российской Федерации-города Москвы по осуществлению региональных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства, программ социально-экономического развития города Москвы Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить основные направления политики Правительства Москвы в области арендных отношений по объектам нежилого фонда, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации-города Москвы, на 2009-2011 гг. (приложение).
2. Согласиться с предложением Департамента имущества города Москвы о реализации мер государственной имущественной поддержки хозяйствующих субъектов, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, арендаторов, участвующих в реализации утвержденных в установленном порядке программ социально-экономического развития, реформирования жилищно-коммунального хозяйства, инновационной системы, научно-технической сферы города Москвы, в том числе специализированных предприятий - детских, молодежных кафе и предприятий семейного досуга, предприятий бытового обслуживания, общественного питания, осуществляющих приоритетные для экономики города виды деятельности.
3. Департаменту имущества города Москвы в целях обеспечения регулирования ставок арендной платы за принадлежащие городу объекты нежилого фонда, с учетом преемственности принятых ранее решений по условиям расчета ставок арендной платы в среднесрочном периоде руководствоваться предельной величиной ограничения роста ставки арендной платы по действующим договорам аренды и заключаемым на новый срок с прежними арендаторами, соблюдающими условия договора аренды:
- 2009 год - 1,18 раза к ставке, действовавшей в предыдущем году;
- 2010 год - 1,16 раза к ставке, действовавшей в предыдущем году;
- 2011 год - 1,14 раза к ставке, действовавшей в предыдущем году.
4. Департаментам, комитетам и управлениям Комплекса социальной сферы города Москвы, Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы при участии префектур административных округов города Москвы и Москомархитектуры на основе нормативов и перспектив развития территорий до 1 ноября 2009 г. провести комплексную оценку потребности в нежилых помещениях для размещения предприятий потребительского рынка и услуг шаговой доступности (детских, молодежных кафе, предприятий семейного досуга, общественного питания), учреждений и предприятий Комплекса социальной сферы города Москвы и общественных организаций на период до 2012 года и до 1 декабря 2009 г. представить предложения по территориальным схемам размещения данных учреждений и предприятий в Департамент имущества города Москвы.
5. Департаменту имущества города Москвы совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы, Департаментом науки и промышленной политики города Москвы до 25 декабря 2009 г. подготовить предложения по структуризации государственной имущественной поддержки арендаторов - субъектов малого и среднего предпринимательства, а также специализированных предприятий - детских, молодежных кафе и предприятий семейного досуга, предприятий бытового обслуживания, общественного питания, с учетом территориальных схем размещения, а также определенных на этой основе квот размеров нежилых площадей внутри категорий/подкатегорий арендаторов (п. 4) и представить на утверждение Правительства Москвы проект постановления о внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 18 сентября 2007 г. N 810-ПП "Об утверждении перечней видов использования нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, передаваемых арендаторам на льготных условиях, на 2008-2010 годы".
6. Департаменту имущества города Москвы:
6.1. До 1 января 2010 г. в целях формирования Единого реестра собственности города Москвы провести работу по описанию потребительских и эксплуатационных характеристик объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы.
6.2. При подготовке и проведении конкурсов по передаче в аренду объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, предусматривать размещение хозяйствующих субъектов и организаций, в том числе предприятий потребительского рынка и услуг, необходимой специализации и социальной направленности (детских, молодежных кафе, предприятий семейного досуга, предприятий бытового обслуживания, общественного питания) с учетом нормативов обеспеченности и перспектив развития территорий (пп. 4, 5).
7. Установить, что при проведении аукционов по передаче юридическим и физическим лицам в аренду объектов нежилого фонда в домах-новостройках величина стартовой ставки арендной платы определяется в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 30 ноября 2004 г. N 838-ПП "О расчете ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, в 2005 году", но не ниже размера минимальной ставки арендной платы, утвержденной Правительством Москвы на соответствующий финансовый период.
8. Внести изменения и дополнения:
8.1. В постановление Правительства Москвы от 11 сентября 2007 г. N 797-ПП "О ходе выполнения постановления Правительства Москвы от 23 августа 2005 г. N 648-ПП и мерах по взысканию задолженности по арендным платежам за нежилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы" (в редакции постановления Правительства Москвы от 18 декабря 2007 г. N 1097-ПП), изложив пункт 7 постановления в следующей редакции:
"7. Департаменту имущества города Москвы совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы и Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы до 31 декабря 2008 г. внести на утверждение Правительства Москвы предложения о порядке проведения конкурсов по передаче в аренду объектов нежилого фонда.".
8.2. В постановление Правительства Москвы от 11 сентября 2007 г. N 787-ПП "О реновации объектов нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, по итогам 2004-2006 гг. и задачах на 2007 год", изложив пункт 1.2 приложения 2 к постановлению в следующей редакции:
"1.2. Настоящий Порядок распространяется на случаи реновации арендуемых объектов нежилого фонда, осуществляемой в форме капитального ремонта зданий и сооружений.".
8.3. В постановление Правительства Москвы от 30 ноября 2004 г. N 838-ПП "О расчете ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, в 2005 году" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 23 августа 2005 г. N 648-ПП, от 29 ноября 2005 г. N 968-ПП, от 27 июня 2006 г. N 449-ПП, от 20 марта 2007 г. N 195-ПП, от 11 сентября 2007 г. N 787-ПП, от 18 марта 2008 г. N 179-ПП), дополнив пункт 4.2 третьим абзацем в следующей редакции:
"В случае если на торги выставляются объекты нежилого фонда, находящиеся в домах-новостройках, стартовая цена аукциона определяется в размере не ниже минимального размера арендной платы, утвержденного Правительством Москвы на соответствующий финансовый период.".
9. Департаменту имущества города Москвы исходя из потребности, определенной пунктом 4 настоящего постановления, до 1 декабря 2009 г. представить в Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы предложения для подготовки в установленном порядке программы строительства нежилых помещений.
10. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с префектурами административных округов города Москвы до 1 ноября 2008 г. представить в Департамент имущества города Москвы предложения по условиям и критериям проведения конкурсов для предприятий потребительского рынка и услуг, работающих в области обслуживания населения.
11. Департаменту имущества города Москвы совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы до 1 января 2010 г. проработать возможность территориального закрепления по функциональному назначению (цели использования) нежилых помещений, предназначенных для размещения категорий арендаторов, определенных пунктом 4 настоящего постановления.
12. Департаменту имущества города Москвы в срок до 1 ноября 2008 г. представить на утверждение Правительства Москвы перечень государственного имущества, предназначенного для передачи в установленном законом порядке во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Силкина В.Н.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в первом полугодии 2009 г.
Мэр Москвы |
Ю.М. Лужков |
Политика Правительства Москвы в области арендных отношений по принадлежащим городу Москве объектам нежилого фонда на период до 2012 года направлена на удовлетворение потребности населения города Москвы, некоммерческих организаций и хозяйствующих субъектов в получении доступа к объектам нежилого фонда, передаваемым в срочное возмездное пользование посредством проведения открытых торгов, при соблюдении принципов социальной поддержки жителей с учетом обеспечения интересов города Москвы как субъекта Российской Федерации.
Арендный нежилой фонд, находящийся в собственности города Москвы, используется в целях обеспечения поступательного социально-экономического развития города Москвы, соблюдения принципов социальной поддержки жителей Москвы, осуществления мер государственной имущественной поддержки приоритетных видов деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, находящихся в неконкурентном секторе экономики.
Меры государственной имущественной поддержки арендаторов по использованию объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, направлены на повышение качества и увеличение объемов предоставляемых населению услуг; содействие становлению и развитию новых видов деятельности, в том числе инновационных; восполнение дефицита услуг, оказываемых населению организациями и учреждениями в зоне шаговой доступности; создание новых рабочих мест по месту проживания.
Государственная имущественная поддержка осуществляется в виде регулирования арендной платы за использование объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы.
Регулирование арендной платы может осуществляться путем:
- установления фиксированной ставки арендной платы;
- расчета ставки арендной платы в пропорциях от величины ставок, складывающихся на рынке аренды нежилых помещений аналогичного качества и состава;
- установления предельного роста ставки арендной платы в период действия договора аренды.
Субъект Российской Федерации - город Москва в целях обеспечения социально-экономического развития города и отдельных территорий передает в установленном порядке в аренду объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности города Москвы, хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в конкурентном секторе экономики, по ставкам, складывающимся на рынке аренды нежилых помещений аналогичного качества и состава.
Регулирование ставок арендной платы по объектам нежилого фонда, находящимся в собственности города Москвы, применяется ограниченно, в особых случаях, в порядке, установленном Правительством Москвы.
Субъект Российской Федерации - город Москва применяет меры государственной поддержки приоритетных видов деятельности посредством:
- формирования специализированных фондов нежилых помещений, определенного качественного и количественного состава для предоставления в установленном законом порядке в аренду определенным категориям, в том числе на основании Перечня государственного имущества, предназначенного для передачи в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- применения регулирования ставок арендной платы по принадлежащим городу Москве объектам нежилого фонда;
- квотирования общей площади объектов нежилого фонда, передаваемого в аренду по регулируемым ставкам арендной платы.
Передача в аренду объектов нежилого фонда, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации - города Москвы, осуществляется:
- посредством аукционного метода проведения торгов при сохранении принципов открытости, гласности и равенства возможностей для участников торгов с целью содействия здоровой конкуренции;
- по результатам проведения аукционов и конкурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- по основаниям, определенным п. 11 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
За использование объектов нежилого фонда, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации - города Москвы, арендная плата устанавливается в виде:
- фиксированного (минимального) размера, утверждаемого Правительством Москвы при утверждении прогноза социально-экономического развития города Москвы на соответствующий финансовый период;
- ставки, определенной на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы;
- расчетной ставки, определенной в пропорциях от величины рыночной арендной платы, установленной по заключению независимого оценщика;
- ставки арендной платы, определенной по результатам аукциона или конкурса.
С учетом фактора инфляции в целях защиты экономических интересов города Москвы в период действия договора аренды к ставке арендной платы применяется индекс-дефлятор, определяемый уполномоченным государственным органом Российской Федерации на соответствующий период, по договорам аренды:
- с рыночной ставкой арендной платы, определенной по результатам независимой оценки;
- со ставкой арендной платы с применением понижающего коэффициента к рыночной ставке арендной платы, определенной по результатам независимой оценки.
По договорам аренды, заключенным по результатам проведенных аукционов в период до 2006 года, на весь срок действия договора аренды арендная плата устанавливается в соответствии с протоколом об итогах аукциона. Размер арендной платы по указанным договорам до истечения их срока действия поправкам не подлежит.
При заключении на новый срок договоров аренды с арендаторами, соблюдающими условия договора аренды, ставка арендной платы устанавливается с учетом коэффициента предельной величины ограничения роста к ранее установленной ставке.
Стартовая (начальная) ставка арендной платы за объект нежилого фонда, выставляемый на специализированный конкурс, определяется на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, с учетом предполагаемого вида использования нежилого помещения и понижающих коэффициентов, утверждаемых Правительством Москвы, с учетом категории арендатора и целевого использования нежилого помещения.
Департамент имущества города Москвы - уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы по управлению имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации - города Москвы, осуществляет мониторинг договоров аренды в целях контроля за использованием принадлежащего городу Москве нежилого фонда.
Нарушением условий договора аренды считается:
- неоплата арендатором более двух раз подряд платежа по истечении установленного договором срока;
- немотивированность неподписания арендатором в двухнедельный срок с момента получения уведомления о произведенном в соответствии с правовыми актами Правительства Москвы расчете ставки арендной платы (дополнительного соглашения об ее изменении);
- несогласованная с арендодателем сдача арендованных площадей в субаренду или размещение сторонних организаций без согласования с арендодателем;
- нецелевое использование арендованного объекта нежилого фонда;
- проведение арендатором переоборудования или перепланировки арендуемого помещения либо его части без согласования арендодателя.
Арендатор, допустивший нарушение условий договора аренды, утрачивает преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок и право на государственную имущественную поддержку.
В целях стимулирования участия арендаторов в проведении с согласия арендодателя капитального ремонта арендуемых нежилых помещений на период проведения капитального ремонта арендуемого нежилого помещения (не более одного года) и на период окупаемости произведенных затрат (не более трех лет) устанавливается минимальная ставка арендной платы, утвержденная Правительством Москвы в установленном порядке.
По окончании периода окупаемости на оставшийся срок действия договора аренды устанавливается ставка арендной платы за нежилое помещение:
- сложившаяся по результатам конкурса/аукциона до начала проведения капитального ремонта;
- указанная в отчете независимого оценщика о рыночной стоимости объекта нежилого фонда до начала проведения капитального ремонта.
Срок действия договора аренды не может быть меньше периода окупаемости.
Особенности расчета ставок арендной платы, определение прав и обязанностей арендаторов при пользовании объектами нежилого фонда, принадлежащими городу Москве, устанавливается Положением об управлении нежилым фондом города Москвы.
Категории групп арендаторов, в отношении которых применяются меры государственной имущественной поддержки, длительность периода государственной имущественной поддержки устанавливаются нормативно-правовыми актами Правительства Москвы.
_________________________________________________________ |