www.DocNorma.Ru |
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
СОЮЗДОРНИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НОРМИРОВАНИЮ РАСХОДА ТОПЛИВА ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ.
Одобрены Минтрансстроем
МОСКВА 1982
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НОРМИРОВАНИЮ РАСХОДА ТОПЛИВА ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ. Союздорнии. М., 1982.
Изложены основные организационные и технические мероприятия, направленные на экономию топлива, и методика расчета норм расхода топлива. Даются основные способы разработки норм расхода топлива, их достоинства и недостатки, а также условия применения с учетом технических и технологических особенностей производства.
Приводятся основные положения по организации нормирования расхода топлива на приготовление асфальтобетонной смеси, организации контроля и учета его использования.
Изложены основные организационно-технические мероприятия по снижению расхода топлива для приготовления асфальтобетонной смеси, способы их реализации и внедрения.
Дается подробная методика расчета индивидуальных II групповых норм расхода тепловой энергии и условного топлива для приготовления асфальтобетонной смеси по элементам затрат с учетом технологических особенностей производства, состава оборудования, расположения объектов и других особенностей. В приложении приводятся основные необходимые данные.
В последние годы значительно возросла производительность и энергоемкость машин во всех областях строительства, в том числе и дорожного. Поэтому рациональное и экономное расходование топливно-энергетических ресурсов приобретает все более важное значение.
Одной из основных задач эффективного использования топливно-энергетических ресурсов является устранение недостатков, имеющихся в их нормировании и учете расхода.
Настоящие "Методические рекомендации по нормированию расхода топлива для приготовления асфальтобетонной смеси" имеют целью упорядочить организацию нормирования расхода топлива; они предназначены для разработки прогрессивных научно обоснованных норм расхода топлива на приготовление асфальтобетонной смеси в условиях дорожного строительства.
"Методические рекомендации" разработаны канд. техн. наук Б.Н. Соловьевым. В работе принимали участие С.Н. Марин, М.Ф. Требухин, Э.Н. Гормакова.
1.1. Нормирование расхода топлива на приготовление асфальтобетонной смеси является плановой мерой его потребления на асфальтобетонных заводах дорожного строительства при условии эффективного использования техники, технологии и передового опыта.
1.2. Внедрение в производство прогрессивных, технически и экономически обоснованных норм расхода топлива необходимо для осуществления его экономии, рационального распределения и наиболее эффективного использования в отрасли. Разработанные нормы следует доводить до сведения работников и контролировать их выполнение.
1.3. Норма расхода топлива является плановым показателем его расхода при производстве единицы продукции (асфальтобетонной смеси) установленного качества.
1.4. Нормы расхода топлива на приготовление асфальтобетонной смеси предназначены для планирования его расхода и оценки эффективности использования. При материальном поощрении за экономию топливно-энергетических ресурсов необходимо учитывать выполнение установленных норм расхода топлива.
2.1. Нормы расхода топлива при производстве асфальтобетонной смеси классифицируются по следующим основным признакам: по степени укрупнения - на индивидуальные и групповые; по составу расходов - на технологические (агрегатные) и общепроизводственные (цеховые и заводские); по периоду действия - на годовые и квартальные.
2.2. При нормировании расхода топлива принимается во внимание, что индивидуальная норма есть норма расхода топлива на производство единицы продукции - 1 т асфальтобетонной смеси, которая устанавливается по типам агрегатов или технологическим схемам применительно к определенным условиям производства. Индивидуальные нормы расхода топлива по составу расходов подразделяются на агрегатные, цеховые и заводские.
Групповые нормы расхода топлива являются средневзвешенными величинами совокупности соответствующих индивидуальных норм.
2.3. Технологическая норма учитывает расход топлива на основные и вспомогательные технологические процессы приготовления асфальтобетонной смеси, расход на поддержание технологических агрегатов в горячем режиме, их разогрев и пуск в начале работы и, после текущих ремонтов, а также технически неизбежные потери тепла при работе оборудования.
При нормировании расхода топлива устанавливаются только технологические нормы его расхода.
В технологические нормы расхода топлива не следует включать затраты, вызванные отступлением от принятой технологии, режимов работы, рецептур, несоблюдением требований к качеству сырья и материалов; затраты, связанные с браком продукции, неудовлетворительным техническим состоянием оборудования, и другие нерациональные затраты.
В технологические нормы не включаются затраты на строительство и ремонт зданий и сооружений; и монтаж оборудования; на разогрев агрегатов, пуск их в работу и наладку после капитального ремонта; на исследовательские и экспериментальные работы; на потери топлива, при внутризаводском транспортировании и хранении; на отпуск сторонним организациям.
Все эти статьи расходов нормируются отдельно.
2.4. Индивидуальные нормы расхода топлива разрабатываются по каждому предприятию (АБЗ), выпускающему асфальтобетонную смесь, применительно к конкретным условиям производства, которые в той или иной степени влияют на величину норм расхода топлива: ассортимент выпускаемой асфальтобетонной смеси - крупнозернистая, мелкозернистая; марка смесителя; производительность смесителя; способ доставки минеральных материалов и битума; расположение АБЗ (прирельсовый, притрассовый); способ обогрева битумопроводов; состав технологического и энергетического оборудования АБЗ и другие особенности.
2.5. В состав норм расхода топлива входят статьи его расхода на производство 1 т асфальтобетонной смеси (см. табл. 1 приложения).
Состав норм расхода топлива может быть установлен в соответствии с настоящими "Методическими рекомендациями", разработанными с учетом особенностей производства асфальтобетона, и должен периодически пересматриваться и совершенствоваться по мере изменения технологии производства и состава оборудования.
2.6. Нормы расхода топлива, тепловой и электрической энергии на предприятиях для отопления, вентиляции, производства сжатого воздуха, подачи воды и т.п. устанавливаются отдельно.
3.1. Разработка прогрессивных индивидуальных норм расхода топлива выполняется на основе расчетно-аналитического и опытного методов нормирования. За основной следует принимать расчетно-аналитический метод, расчет по которому осуществляется на основе тепловых и материальных балансов процесса приготовления асфальтобетонной смеси.
3.2. При расчете индивидуальных норм расхода топлива следует принимать во внимание нормы на отдельные технологические операции с учетом прогрессивных показателей использования оборудования, топлива и энергии.
3.3. При применении расчетно-аналитического метода для определения норм расхода топлива исходными данными служат:
первичная техническая и технологическая документация; данные технологических карт процесса, режимы и параметры технологического процесса, технические данные оборудования и режимы его работы;
экспериментально установленные тепловые балансы и энергетические характеристики оборудования;
заводские утвержденные нормы выпуска асфальтобетонной смеси, время вынужденных эксплуатационных простоев, холостого хода оборудования;
проектные и паспортные данные заводов-изготовителей оборудования;
данные специальных испытаний и измерений;
план организационно-технических мероприятий по экономии и рациональному использованию топлива;
отчетные данные о фактических расходах топлива для приготовления асфальтобетонной смеси;
производственная программа АБЗ на планируемый период;
данные об удельном расходе топлива и тепловой энергии передовых предприятий, выпускающих аналогичную продукцию и имеющих аналогичный состав оборудования.
3.4. Нормы расхода топлива и тепловой энергии, полученные расчетным путем, необходимо сравнивать с фактическими удельными расходами на передовых предприятиях и со средними значениями, указанными в технических паспортах оборудования. При значительных отклонениях устанавливаются причины такого несоответствия.
3.5. При использовании опытного метода нормирования определяют полезный расход топлива и тепла на основе непосредственных замеров.
3.6. Для обеспечения разработки норм расхода топлива опытным методом необходимо проводить в установленные сроки энергетические испытания оборудования, по результатам которых разрабатывать энергетические балансы и нормативные характеристики. Такие испытания следует проводить также при изменении технологического процесса или параметров оборудования.
При этом необходимо систематически контролировать, учитывать и анализировать эксплуатационные удельные расходы топлива.
3.7. При установлении норм расхода топлива опытным методом необходимо соблюдать следующие производственные условия работы оборудования:
оно должно находиться в технически исправном состоянии и отрегулировано в соответствии с требованиями заводских инструкций и технической документации;
работа должна выполняться в соответствии с режимами, предусмотренными технологическими картами на производство асфальтобетонных смесей;
загрузка технологического и энергетического оборудования должна находиться на планируемом уровне.
4.1. Задания по экономии топлива устанавливаются в виде заданий по среднему снижению норм расхода на планируемый период.
4.2. Исходными данными для утверждения заданий по экономии топлива могут служить предложения по среднему снижению норм расхода с расчетами по их обоснованию и планы организационно-технических мероприятий, которые представляются соответствующими планирующими инстанциями, начиная с низшей, в порядке их подчиненности.
4.3. Среднее снижение затрат топлива планируется в процентных показателях к затратам в базисном году, за который при текущем планировании принимается предыдущий год, при перспективном - конечный год текущей пятилетки.
4.4. Мероприятия по экономии топлива разрабатываются по следующим основным направлениям: внедрение новых видов оборудования; внедрение новых и усовершенствование действующих технологических процессов; модернизация и реконструкция энергетического и технологического оборудования; замена устаревшего оборудования и отдельных узлов и агрегатов; внедрение экономичных видов топлива; снижение потерь тепла; улучшение организации и системы учета расхода топлива.
4.5. План организационно-технических мероприятий по экономии расхода топлива и задание по среднему снижению затрат разрабатываются в порядке, предусмотренном "Основными положениями по нормированию расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве" (НИИПиН при Госплане СССР. М., 1980).
4.6. Целесообразность выполнения организационно-технических мероприятий по экономии топлива определяется в соответствии с "Методикой технико-экономического обоснования мероприятий по экономии топлива, тепловой и электрической энергии, планируемых к внедрению в промышленности" (НИИПиН при Госплане СССР. М., 1976).
5.1. Нормы расхода топлива должны разрабатываться по единой методике с учетом номенклатуры асфальтобетонных смесей и видов работ.
При нормировании расхода топлива необходимо учитывать условия производства и планы организационно-технических мероприятий, предусматривающие рациональное и эффективное использование топлива. Нормы систематически пересматриваются с учетом планируемого технического прогресса производства, достигнутых наиболее экономичных показателей использования топливно-энергетических ресурсов, изменения технологии или состава оборудования.
Нормы призваны способствовать максимальной мобилизации внутренних резервов экономии топлива, выполнению плановых заданий и достижению высоких экономических и производственных результатов.
5.2. Организация нормирования расхода топлива заключается в следующем:
разрабатывают методику нормирования расхода топлива для приготовления асфальтобетонной смеси и доводят ее до сведения непосредственных исполнителей; разрабатывают нормы расхода топлива;
проводят анализ и обеспечивают контроль за выполнением установленных норм расхода топлива, заданий по среднему снижению его расхода;
разрабатывают и выполняют план организационно-технических мероприятий, направленных на снижение расхода топлива;
контролируют сроки выполнения плана организационно-технических мероприятий и заданий по среднему снижению расхода топлива на планируемый период.
5.3. Документы по нормированию расхода топлива разрабатываются и утверждаются в соответствии с "Основными положениями по нормированию расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве", их систематически пересматривают и совершенствуют с учетом изменения технологии, состава оборудования и организации производства.
5.4. Нормы расхода топлива на приготовление асфальтобетонной смеси можно разрабатывать на основании настоящих "Методических рекомендаций".
5.5. Контроль за выполнением норм расхода топлива для приготовления асфальтобетонных смесей должен осуществляться с помощью весовых приборов, расходомеров, счетчиков, тепломеров и др., которые устанавливаются в соответствии с правилами их технической эксплуатации. Все крупные агрегаты (сушильные барабаны, битумонагревательные установки) следует снабжать приборами для индивидуального учета расхода топлива.
5.6. Необходимо добиваться исключения попадания влаги в топливо при его доставке, разгрузке и хранении.
5.7. Следует стремиться к максимальному снижению потерь жидкого топлива при погрузочно-разгрузочных операциях, транспортировании и хранении, строго соблюдая правила устройства складов жидкого топлива, правила его приема и выдачи; превышение норм потерь недопустимо (табл. 2 приложения).
5.8. Топливо должно соответствовать конструктивным особенностям топок и форсунок.
5.9. Для максимального увеличения полноты сгорания топлива желательно применять более совершенные форсунки; необходимо тщательно фильтровать топливо; нагревать топливо перед сжиганием до оптимальной температуры (табл. 3 приложения); применять автоматическую регулировку для поддержания оптимального соответствия количества топлива и воздуха в процессе горения.
5.10. Чтобы добиться оптимального значения коэффициента избытка воздуха (γ = 1,3), необходимо исключить неконтролируемый приток атмосферного воздуха в сушильный барабан путем применения более совершенного уплотнения его с загрузочной и выгрузочной коробками и проведения ряда других мероприятий.
5.11. Необходимо проводить своевременную чистку и регулировку форсунок, а также применять приборы автоматического контроля и регулирования процесса горения топлива.
5.12. Следует применять автоматическую стабилизацию температуры в процессе нагрева минеральных материалов и битума.
5.13. Необходимо применять тепловую изоляцию топок и сушильного барабана.
5.14. Для контроля расхода топлива в процессе работы битумонагревательного оборудования и сушильных барабанов необходимо устанавливать специальные приборы.
5.15. Надлежит добиваться снижения всех видов потерь тепла и повышения кпд оборудования.
5.16. Необходимо стремиться к максимальному снижению исходной влажности минеральных материалов и битума.
Чтобы исключить попадание влаги в битум, не следует допускать открытого его хранения и транспортирования.
В целях снижения влажности минеральных материалов необходимо размещать асфальтобетонные заводы на сухих, хорошо обдуваемых и освещенных солнцем площадках. В дождливое время следует закрывать штабели материалов водонепроницаемой пленкой. Если под штабелем имеются разгрузочные люки, их необходимо слегка открывать, с тем чтобы исключить просыпание материалов, но дать возможность стоку воды. На стадии проектирования площадок под штабели необходимо предусматривать дренажи (конструкция их может быть различной, в зависимости от способов забора материалов).
5.17. На объектах, которые можно подключить к магистральным газопроводам, вместо жидкого надлежит применять газовое топливо.
5.18. Следует непрерывно повышать квалификацию обслуживающего персонала.
5.19. В целях более действенного внедрения организационно-технических мероприятий следует предусматривать материальное поощрение обслуживающего персонала за экономию топлива.
5.20. Следует шире информировать о достижениях и обмениваться опытом внедрения организационно-технических мероприятий по экономии топлива.
5.21. Необходимо постоянно контролировать проведение организационно-технических мероприятий и оценивать их эффективность.
6.1. Расчет индивидуальных технологических норм расхода тепловой энергии ведется по элементам затрат.
6.2. Расход тепла при выгрузке 1 т битума из железнодорожных бункерных полувагонов Q1, МДж/т, определяют по формуле
Q1 = q1 + q2 + q3
При выгрузке битума из железнодорожных бункерных полувагонов у стенок бункера примерно 3 - 5 % всей массы выгружаемого битума расплавляют и разогревают. С учетом этого
q1 = 0,05μ
q2 = 0,05Cδ(tк - tн) |
(1) |
где q1, q2 - расход тепла соответственно на плавление и нагрев 1 т выгружаемого битума, МДж/т;
μ - удельная теплота плавления битума; μ =126 МДж/т;
Cδ - удельная теплоемкость битума при средней температуре, МДж/(т·°С); Cδ =1,72;
tн - начальная температура битума, °С (принимается равной температуре окружающей среды);
tк - конечная температура разогреваемого битума, °С (для вязких битумов принимается 60°С);
q3 - потери тепла с поверхности бункерного полувагона в окружающую среду, МДж/т (в зависимости от температуры окружающей среды могут быть приняты 10 - 20 %, т.е. (0,01÷0,02) (q1 + q2), или рассчитаны по формуле:
|
(2) |
α - коэффициент теплоотдачи от горячих стенок железнодорожных емкостей, МДж/(м2·ч·°С) (табл. 4 приложения);
F - площадь теплоотдающей поверхности бункера, м2;
tст, tв – соответственно средняя температура стенки бункера и окружающего воздуха, °С;
G - масса битума, разгружаемого в единицу времени, т/ч,
6.3. Расход тепла при сливе 1 т битума из железнодорожных цистерн Q2 (МДж/т) определяют по формуле
Q2 = q4 + q5 + q6 + q7
где q4 - расход тепла на плавление 1 т битума - удельная теплота плавления, q4 = 126 МДж/т;
q5 - расход тепла на нагрев 1 т битума, МДж/т;
q5 = Cδ(tк - tн) |
(3) |
q6 - расход тепла на обогрев битумных насосов, применяемых при сливе битума, МДж/т:
|
(4) |
αн- коэффициент теплоотдачи от нагретых стенок насосов в окружающую среду, МДж/(м2·ч·°С) (см. табл. 4 приложения};
Fн - площадь наружной теплоотдающей поверхности битумного насоса, м2;
tδ - средняя температура наружной поверхности битумного насоса, °С;
Gн - масса битума, подаваемого насосом, т/ч;
q7- потери тепла с поверхности цистерны в окружающую среду, МДж/т; могут быть приняты в зависимости от температуры воздуха равными 10 - 15 %, т.е.
q7 = (0,1÷0,15)(q4 + q5)
или рассчитаны по формуле (2).
6.4. Расход тепла на подогрев битума в битумохранилище Q3 (МДж/т) определяют по формуле
Q3 = q8 + q9 + q10 + q11 + q12 + q13
где q8 = μ = 126 МДж/т;
q9 - расход тепла, МДж/т, на подогрев 1 т битума от начальной температуры до конечной (60°С); определяют по формуле (1);
q10 - расход тепла, МДж/т, на нагрев влаги, содержащейся в 1 т битума:
W - цифровое значение влажности, выраженное в % (в расчете принимается равным 5 % или исходя из фактических данных);
Св - удельная теплоемкость воды; Св = 4,19 МДж/(т·°С);
q11 - потери тепла через стенки и дно битумохранилища (в расчете на 1 т разогреваемого битума), МДж/т;
q12 - потери от зеркала битума в окружающую среду, МДж/т;
q13 - расход тепла на обогрев насосов битумного склада, МДж/т, определяют по формуле (4).
Суммарные потери тепла для средних климатических условий с достаточной степенью точности можно учесть, приняв их равными 20 % от полезно затраченного тепла, т.е.
q11 + q12 = 0,2(q8 + q9 + q10)
6.5. Расход тепла на выпаривание влаги и нагрев битума до рабочей температуры Q4 (МДж/т) определяют по формуле
Q4 = q14 + q15 + q16 + q17
где q14 - расход тепла на нагрев битума до рабочей температуры, МДж/т; вычисляют по формуле (3) при следующих значениях входящих параметров: tн - начальная температура битума, равная его температуре в приямке с учетом возможного остывания при транспортировании по битумопроводам (для большинства дорожных битумов tн = 80°С); tк - конечная рабочая температура битума, принимаемая в зависимости от марки битума и наличия поверхностно-активных добавок (табл. 5 приложения); Cδ = 2,0 МДж/(т·°С);
q15 - расход тепла на выпаривание влаги, содержащейся в 1 т битума, МДж/т:
;
τ - удельная теплота парообразования; r = 2257 МДж/т;
q16 - потери тепла с наружной поверхности битумонагревательного агрегата в окружающую среду, отнесенные к 1 т битума, МДж/т;
,
αδ - коэффициент теплоотдачи конвекцией и лучеиспусканием от наружных стенок битумонагревательного агрегата в окружающую среду, МДж/(м2·ч·°С) (см. табл. 4 приложения);
ta -средняя температура наружной поверхности битумонагревательного агрегата, °С;
Fa - площадь теплоотдающей поверхности битумонагревательного агрегата, м2 (табл. 6 приложения);
Gа - производительность битумонагревательного агрегата, т/ч;
q17 - расход тепла на обогрев битумных насосов и битумопроводов (МДж/т), входящих в состав битумонагревательного агрегата, определяют по формуле (4), в которой Fн - суммарная площадь наружной поверхности битумных насосов и битумопроводов нагревательного агрегата, м2; tδ - средняя температура наружной поверхности насосов и битумопроводов, °С.
6.6. Расход тепла для поддержания рабочей температуры битума при хранении в расходных емкостях в расчете на 1 т битума Q5 (МДж/т) определяют по формуле
,
где τ - продолжительность хранения битума, ч;
αе - коэффициент теплоотдачи от наружных стенок расходной емкости в окружающую среду, МДж/(м2·ч·°С) (см. табл. 4 приложения);
Fe - площадь наружной поверхности расходной емкости, м2;
tе - средняя за время хранения битума температура наружной поверхности емкости, °С;
Gδ -масса битума, находящаяся в расходных емкостях, т.
6.7. Затраты тепла на обогрев битумопроводов, проложенных на открытом воздухе, в расчете на 1 т битума Q6 (МДж/т) определяют по формуле
где - условная величина, полученная на основании обобщения опытных данных (табл. 7 приложения);
λ - коэффициент теплопроводности теплоизоляционного слоя; МДж/(м·ч·°С); для асбеста λ = 63·10-5 МДж/(м·ч·°С), для минеральной ваты λ =25·10-5 МДж/(м·ч·°С);
tT - температура теплоносителя внутри трубы, °С (при внешнем паровом обогреве - средняя температура пара, tT = 120°С; при внешнем жидкостном обогреве - средняя температура жидкости-теплоносителя; при всех видах внутреннего обогрева - температура битума внутри трубопровода);
GM - расход битума по материалопроводу, т/ч;
l - длина битумопровода, м;
К - коэффициент, учитывающий потери тепла через металлические опоры битумопроводов; К ≈ 1,1÷4,2.
6.8. Затраты тепла на разогрев трубопроводов, заполненных битумом (в начале работы), отнесенные к 1 т асфальтобетонной смеси Q7 (МДж/т), определяют по формуле
Q7 = q18 + q19 + q20
где q18 - расход тепла на плавление битума, находящегося в трубопроводах, в расчете на 1 т асфальтобетонной смеси, МДж/т:
GT
- масса битума, заключенная в
Псм - количество асфальтобетонной смеси, приготовленной в течение смены, т (или за две смены при небольшом перерыве между ними при двухсменной работе);
q19 - расход тепла на нагрев неподвижного битума, заключенного в трубопроводах, определяют по формуле
Cδ - удельная теплоемкость битума, МДж/(т·°С): Cδ = 1,72 МДж/(т·°С); tк = 120°С;
q20 - потери тепла на нагрев стальных битумопроводов, отнесенные к 1 т асфальтобетонной смеси, МДж/т, определяют по формуле
Gc - масса всех разогреваемых стальных битумопроводов перед началом работы, т;
ССТ - удельная теплоемкость стали при средней температуре, МДж/(т·°С); ССТ = 0,46 МДж/(т·°С);
tн.с - начальная температура стальных битумопроводов, равная температуре окружающей среды, °С;
tк
=
6.9. Расход тепла на подогрев 1 т минеральных материалов (песка и щебня) от исходной до рабочей температуры Q8, МДж/т, определяют по формуле
Q8 = q21 + q22 + q23 + q24 + q25 + q26 + q27 + q28
где q21 - расход, тепла на подогрев минеральных материалов до температуры интенсивного испарения влаги, МДж/т, определяют по формуле
q21 = CM(tкв - tн.м)
СМ - удельная теплоемкость минеральных материалов; См = 0,83 МДж/(т·°С);
tн.м - начальная температура минеральных материалов, равная температуре окружающей среды, °С;
tкв - температура интенсивного испарения влаги;
tкв = 100÷110°С;
q22 - расход тепла на нагрев влаги, находящейся в минеральных материалах, до температуры испарения, МДж/т, определяют по формуле
WМ - цифровое значение влажности минеральных материалов, % (для ориентировочных расчетов может быть принята равной 3 - 4 %, более точно по фактическим данным лабораторного анализа);
q23 - расход тепла на испарение влаги при постоянной температуре, МДж/т, определяют по формуле
q24 - расход тепла на нагрев паров воды до температуры уходящих газов:
Сл - удельная теплоемкость водяного пара; Сп = 1,92 МДж/(т·°С);
tу - температура уходящих газов; tу = 180÷200°С;
tп - температура начала испарения; tп = 100°С;
q25 - расход тепла на нагрев высушенного материала до конечной температуры, МДж/т;
q25 = CM(tМ - tп)
tМ - температура минеральных материалов, выходящих из сушильного барабана, °С, в зависимости от марки смесей и битума, а также с учетом остывания минеральных материалов; tM =180÷200°C (см. табл. 5 приложения);
q26 - потери тепла от стенок сушильного барабана в окружающую среду, МДж/т:
αс - коэффициент теплоотдачи от стенок сушильного барабана, МДж/(м2·ч·°С) (см. табл. 4 приложения);
Fс - площадь теплоотдающей поверхности сушильного барабана, м2 (табл. 8 приложения):
tсб - температура наружных стенок сушильного барабана, °С (без теплоизоляции tcб = 150÷210°С, с теплоизоляцией tcб =100÷120°С);
Пδ - производительность сушильного барабана, т/.ч;
q27 - потери тепла с уходящими газами, МДж/т, (с учетом потерь от механической и химической неполноты сгорания); могут быть приняты в количестве 15 - 20 % от суммы затрат (q21 + q22 + q23 + q24 + q25) или более точно рассчитаны по формуле
VT - количество продуктов сгорания топлива, м3/т; Vt ≈ 104 м3/т;
СГ - удельная теплоемкость продуктов сгорания при средней температуре; СГ = 1,88·10-3 МДж/(м3·°С);
γ - коэффициент избытка воздуха при горении топлива; γ = 1,3÷1,4;
VВ - количество воздуха, необходимое для сгорания топлива;VB ≈ 104 м3/т;
С - удельная теплоемкость воздуха; С = 1,38·10-3 МДж/(м3·°С);
В - средний расход топлива, т/ч, согласно паспортным данным оборудования (см. табл. 9 приложения);
q28 - расход тепла на нагрев сушильного барабана в начале работы в расчете на 1 т минеральных материалов, МДж/т:
М - масса сушильного барабана, т;
- соответственно начальная температура сушильного барабана, равная температуре окружающей среды, и конечная ( ≈ 150÷210°C),
ПМ - количество минерального материала, высушенного в течение смены, т.
6.10. Расход тепла для нагрева жидкого топлива (мазута) перед сжиганием его в форсунках в расчете на 1 т асфальтобетонной смеси Q9, МДж/т, определяют по формуле
где η -коэффициент, учитывающий потери тепла; η = 1,1÷1,15;
СТ - удельная теплоемкость топлива, СТ ≈ 2,1 МДж/(т·°С);
tН.Т, tК.Т - начальная и конечная температура топлива, °С (см. табл. 3 приложения);
ПТ - суммарный часовой расход топлива в оборудовании, где необходим предварительный подогрев топлива, т/ч (см. табл. 6, 7 приложения);
Па - производительность асфальтосмесительной установки, т/ч.
6.11. Расход условного топлива в расчете на 1 т асфальтобетонной смеси А, кг, определяют по формуле
А = [(Q1 + Q2 + Q3 + Q4 + Q5 + Q6)Б +Q7 + Q8P + Q9]:2900 |
(5) |
где Б, Р - соответственно численное количество битума и минеральных материалов в асфальтобетонной смеси, выраженное в % (см. табл. 9 приложения).
Примечание. При доставке битума в железнодорожных цистернах в формулу (5) вместо величины Q1 следует включить величину Q2.
6.12. Групповые нормы расхода топлива Пгр, кг усл. топл/т, в расчете на 1 т асфальтобетонной смеси рассчитываются как средневзвешенные величины совокупности соответствующих индивидуальных норм:
где N - количество асфальтобетонных заводов в рассматриваемой группе;
п - индивидуальная норма расхода топлива в расчете на 1 т асфальтобетонной смеси, кг усл. топл./т;
Аδ - фактический для базовых норм (плановый) выпуск асфальтобетонной смеси за расчетный период, т.
6.13. Исходной нормой расхода топлива на планируемый период является базовая норма. За базовую норму принимается удельный расход топлива, определенный по методике настоящих "Методических рекомендаций", с учетом достигнутого уровня производства ко времени расчета норм.
6.14. Базовые нормы расхода топлива и тепловой энергии пересчитывают при изменении планируемых условий производства.
6.15. Удельные нормы расхода тепловой энергии на планируемый период (например, год) Н1, МДж/т, определяют путем корректировки базовых норм с учетом экономического эффекта от внедрения организационно-технических мероприятий и новой техники
где Н - удельная базовая норма расхода тепловой энергии, МДж/т (для первого года планирования рассчитывается согласно изложенной методике);
Qэ - экономия тепловой энергии в результате внедрения организационно-технических мероприятий в планируемом году, МДж;
П - годовой план выпуска продукции, т (или в других принятых единицах измерения).
Наименование основных статей расхода |
Материал |
Расход тепловой энергии и топлива |
|
МДж/т |
кг усл. топл./т |
||
Выгрузка битума из железнодорожных бункерных полувагонов (или цистерн) |
Битум |
|
|
Нагрев битума в битумохранилище |
То же |
|
|
Обезвоживание и нагрев битума до рабочей температуры |
-"- |
|
|
Обогрев битумопроводов |
-"- |
|
|
Нагрев битумопроводов в начале работы |
-"- |
|
|
Поддерживание рабочей температуры битума при хранении в расходных емкостях |
-"- |
|
|
Предварительный разогрев битума в расходных емкостях |
-"- |
|
|
Сушка и нагрев минеральных материалов |
Минеральный материал |
|
|
Нагрев топлива перед сжиганием |
Мазут |
|
|
Затраты тепла и условного топлива на' 1 т асфальтобетонной смеси |
Асфальтобетонная смесь |
|
|
Наименование |
Нормы потерь |
|
Хранение в резервуарах |
|
|
заглубленных железобетонных |
|
(на
|
наземных металлических |
|
|
Отпуск в резервуары, цистерны и мелкую тару (мерники, баки и др.) |
0,001 % отпущенного количества, |
|
Прием в заглубленные железобетонные и наземные металлические резервуары: |
|
|
из барж и танкеров |
0,006 % |
(принятого количества) |
из железнодорожных цистерн и автоцистерн |
0,021 % |
|
Перевозка в железнодорожных цистернах |
0,04 % перевозимого количества |
Примечание. Поверхность испарения Fp, м2 - свободная поверхность в емкости, определяемая для горизонтальных резервуаров исходя из заполнения его мазутом на 0,75 высоты залива (независимо от фактической степени заполнения) по формулеFp = 0,865dl, где 0,865 - постоянный коэффициент; d - внутренний диаметр резервуара, м; l - длина цилиндрической части, м.
*) См. К.Ф. Роддатис, Я.Б. Соколовский "Справочник по котельным установкам малой производительности" (М., Энергия, 1975).
Вид насоса, форсунки |
Рекомендуемая температура °С для мазута |
||||
топочного |
флотского |
||||
М40 |
M100 |
М200 |
Ф-5 |
Ф-12 |
|
Насосы |
|||||
Винтовые, шестеренчатые |
30 |
40 |
50 |
- |
- |
Центробежные |
54-80 |
64-80 |
77-100 |
50 |
35-50 |
Поршневые |
40 |
50 |
60 |
- |
- |
Форсунки |
|||||
Механические, паромеханические, ротационные |
90-100 |
110-120 |
130-140 |
60-80 |
80-90 |
Низконапорные воздушные |
85-95 |
100-110 |
120-135 |
50-75 |
70-85 |
Паровые |
75-85 |
90-105 |
110-115 |
45-60 |
65-70 |
Разность температур (tCT - tв), °С |
α, МДж/(м2·ч·°С) при скорости ветра, |
||||
0 |
2 |
4 |
6 |
8 |
|
40 |
0,035 |
0,075 |
0,096 |
0,114 |
0,130 |
50 |
0,038 |
0,081 |
0,099 |
0,117 |
0,133 |
100 |
0,050 |
0,092 |
0,114 |
0,133 |
0,148 |
110 |
0,053 |
0,095 |
0,118 |
0,136 |
0,151 |
120 |
0,056 |
0,098 |
0,120 |
0,139 |
0,154 |
130 |
0,058 |
0,100 |
0,124 |
0,142 |
0,158 |
140 |
0,060 |
0,101 |
0,127 |
0,145 |
0,161 |
150 |
0,063 |
0,118 |
0,131 |
0,148 |
0,165 |
200 |
0,075 |
0,124 |
0,143 |
- |
- |
250 |
0,088 |
- |
- |
- |
- |
Примечание. tСT - температура теплоотдающей поверхности; tв - температура воздуха на большом расстоянии от теплоотдающей поверхности.
Марка битума |
Температура нагрева, °С |
|||
битума |
песка и щебня |
минерального порошка |
асфальтобетонной смеси |
|
БНД 40/60 |
150-180 |
180-200 |
20-30 |
150-160 |
БНД 60/90 |
150-170 |
170-190 |
20-30 |
140-160 |
БНД 90/130 |
140-160 |
160-180 |
20-30 |
130-150 |
Показатели |
Д-335-1 |
Д-506 |
Д-618 |
Д-649 |
Тип агрегата |
Периодического действия |
Непрерывного действия |
||
Принцип действия |
С газовым подогревом (жаровые трубы) |
|||
Производительность, т/ч, при влажности 5 % |
|
|
|
|
(нагрев от 90 до 170°С) |
0,6 |
3 |
6 |
10 |
Вместимость основного агрегата, м3 |
10 |
8,5 |
14,3 |
29 |
Расход топлива, кг/ч |
26 |
40 |
45 |
102 |
Установленная мощность, кВт |
|
|
|
|
электродвигателей |
9,6 |
17,1 |
19,5 |
24,5 |
электронагревателей |
- |
- |
176 |
189 |
Габариты, мм |
|
|
|
|
длина |
8880 |
7625 |
8025 |
16500 |
ширина |
6100 (9800 при трех котлах) |
2290 |
2760 |
14500 |
высота |
2440 |
1740 |
3800 |
3800 |
Наружный диаметр битумопровода, мм |
Значения величины при толщине изоляции, мм |
||||||||||||
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
110 |
120 |
130 |
140 |
150 |
|
57 |
6,9 |
6,0 |
5,4 |
4,9 |
4,6 |
4,3 |
4,1 |
3,9 |
|
|
|
|
|
76 |
8,4 |
7,2 |
6,5 |
5,9 |
5,4 |
5,1 |
4,8 |
4,6 |
4,3 |
|
|
|
|
89 |
9,4 |
8,1 |
7,2 |
6,5 |
6,0 |
5,6 |
5,3 |
5,0 |
4,7 |
4,5 |
|
|
|
108 |
10,8 |
9,3 |
8,2 |
7,4 |
6,8 |
6,2 |
5,4 |
5,5 |
5,3 |
5,0 |
4,8 |
4,7 |
4,5 |
133 |
12,5 |
10,7 |
9,4 |
8,6 |
7,7 |
7,2 |
6,7 |
6,3 |
6,0 |
5,7 |
5,4 |
5,2 |
5,0 |
159 |
14,3 |
12,3 |
10,7 |
9,6 |
8,7 |
8,0 |
7,5 |
7,1 |
6,7 |
6,4 |
6,1 |
5,8 |
5,6 |
Показатели |
ДС-65 |
Д-588 |
ДС-24Б |
ДС-79 |
Д-620 |
ДС-95 |
Д-646 |
ДС-119 |
ДС-85 |
Производительность, т/ч |
12 |
25 |
25 |
25 |
50 |
50 |
100 |
100 |
200 |
Расход топлива, т/ч |
0,380 |
0,280 |
0,225 |
3,300 |
0,545 |
0,520 |
1,140 |
1,0 |
2,162 |
Установленная мощность электрооборудования, кВт |
30 |
63,9 |
72,6 |
33,27 |
100,8 |
60 |
153,1 |
98 |
375 |
Размеры сушильного барабана, м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
диаметр |
1,2 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,8 |
1,8 |
2,2 |
2,2 |
2,8 |
длина |
4,5 |
6,5 |
5,6 |
5,6 |
8,5 |
7,0 |
11,0 |
8,0 |
10,0 |
Габариты агрегата в сборе, м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
длина |
10,2 |
11,0 |
7,2 |
11,8 |
13,6 |
12,6 |
18,8 |
13,9 |
25,2 |
ширина |
5,9 |
9,5 |
8.5 |
2,9 |
8,2 |
2,9 |
17,75 |
4,3 |
20,0 |
высота |
9,9 |
15,0 |
13,0 |
4,3 |
15,0 |
4,0 |
17,0 |
4,9 |
27,0 |
Масса, т |
11,65 |
17,7 |
13,25 |
9,65 |
26,8 |
14,5 |
48,5 |
24,4 |
68,0 |
Примечание. Производительность сушильных агрегатов дана при влажности исходных материалов 5 %.
Смесь |
Содержание в асфальтобетонной смеси, % массы |
||
песка и щебня |
минерального порошка |
битума |
|
Крупнозернистая |
84 - 87 |
8 - 10 |
5,0 - 6,0 |
Среднезернистая |
80 - 85 |
9 - 13 |
6,0 - 7,0 |
Мелкозернистая |
78 - 83 |
10 - 15 |
7,0 - 7,5 |
Песчаная |
71 - 81 (песок) |
12 - 20 |
7,5 - 9,5 |
_________________________________________________________ |