www.DocNorma.Ru |
Распоряжение Правительства РФ от 6 июля 2006 г. N 977-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы".
2. Определить государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы" (далее - Программа) Минобрнауки России, государственными заказчиками Программы - Роснауку, Рособразование и Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 134,36 млрд. рублей.
4. Минобрнауки России обеспечить разработку проекта Программы и представление его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации М. Фрадков
Москва
6 июля 2006 г.
N 977-р
Концепция федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы"
Понятия, используемые в настоящей Концепции, означают следующее:
"инновационная деятельность" - выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:
создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;
применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии;
"инновационная продукция" - результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации;
"инновационная система" - совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы;
"инфраструктура инновационной системы" - совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.;
"комплексные проекты" - проекты, предусматривающие работы по опытно-конструкторским, экспериментальным и технологическим разработкам, проводимые в рамках Перечня критических технологий Российской Федерации;
"наукоемкие высокотехнологичные отрасли" - отрасли, сферы или виды экономической деятельности, результатом которой является продукция (товары, работы, услуги) со значительной добавленной стоимостью, полученной за счет применения достижений науки, технологий и техники, характеризующаяся высокой долей внутренних затрат на исследования и разработки в стоимостном объеме производства такой продукции;
"центры превосходства" - конкурентоспособные научно-исследовательские организации, обладающие, в частности, приборно-технологической базой мирового уровня, высококвалифицированным персоналом, которые обеспечивают приоритет Российской Федерации по отдельным критическим технологиям, при этом понятие "центры превосходства" не связано с каким-либо специальным статусом организаций.
Для обеспечения динамичного устойчивого роста экономики России принципиально важным является переход к инновационному типу ее развития, формированию экономики, основанной на знаниях. Конкурентоспособность России на мировых рынках определяется темпами внедрения новейших научно-технических решений и развития наукоемких производств, эффективностью инновационных процессов. В современном мире широкое использование инноваций в хозяйственной деятельности становится одним из основных источников повышения конкурентоспособности и устойчивого экономического роста.
В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г., переход к инновационному развитию страны определен как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий, достижение которой является необходимой предпосылкой модернизации экономики и, в конечном счете, обеспечения конкурентоспособности отечественного производства.
В соответствии с Основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года определены следующие основные задачи государственной научно-технической и инновационной политики:
создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства;
создание эффективной инновационной системы;
развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок;
модернизация экономики на основе технологических инноваций.
Предполагается, что федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы" (далее - Программа) явится одним из основных инструментов реализации указанной Стратегии.
Среди проблем, требующих программного решения на федеральном уровне, целесообразно выделить следующие:
Россия обладает одним из лучших в мире интеллектуальным кадровым потенциалом в ряде областей фундаментальной науки, однако отсутствуют условия для его воспроизводства и развития, что обуславливает высокий риск деградации отечественной фундаментальной науки и утраты престижа России как научной державы;
существуют разрывы в инновационном цикле и в переходе от фундаментальных исследований через научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы к коммерческим технологиям. Низкий уровень развития сектора прикладных разработок и неразвитость инновационной инфраструктуры в части коммерциализации передовых технологий приводят к тому, что за рубеж поставляются знания при крайне недостаточном уровне экспорта технологий;
ресурсы предпринимательского сектора ориентированы в основном на закупку импортного оборудования, при этом предлагаемые сектором исследований и разработок знания в большей степени востребованы за рубежом. Таким образом, капитализация высокого интеллектуального ресурса происходит преимущественно за пределами России, а значительные средства предпринимательского сектора исключены из процессов воспроизводства отечественного сектора исследований и разработок.
Отбор этих проблем для программной разработки и их решения на федеральном уровне определяется необходимостью обеспечения инновационного развития российской экономики, наличием достаточно эффективных механизмов для решения этих проблем в рамках Программы, в том числе апробированных в рамках федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы и обеспечивающих распространение прогрессивных научно-технических достижений.
Достигнутая в настоящее время макроэкономическая стабилизация и повышение действенности системы государственного регулирования позволяют сосредоточить внимание органов государственного управления на проблемах улучшения структуры экономики, вывода ее на высокие темпы роста. За последние годы стало очевидно, что улучшения предпринимательского и инвестиционного климата недостаточно для обеспечения желаемых темпов и направлений роста российской экономики - необходима концентрация ресурсов на направлениях, реализующих конкурентные преимущества Российской Федерации в научной и инновационной сферах.
Программно-целевой подход необходим для того, чтобы сконцентрировать в рамках Программы имеющиеся государственные ресурсы и частные инвестиции на решении ключевых проблем в инновационной сфере, обеспечить сбалансированность и последовательность решения стоящих задач, запустить механизмы саморазвития инновационной системы. Необходимо масштабное вовлечение реального бизнеса в формирование и реализацию системы приоритетов инновационного развития. Роль государства состоит в том, чтобы сбалансировать интересы бизнеса с общенациональными приоритетами, краткосрочные тактические приоритеты со стратегическими долгосрочными перспективами. Государственное участие в финансировании научных проектов должно стать, по сути, катализатором развития тех или иных направлений.
В Программе должны быть учтены последние тенденции в развитии науки и инноваций, новые приоритетные задачи государственной научно-технической и инновационной политики на современном этапе, опыт и качественные результаты реализации федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы.
Должна быть обеспечена преемственность Программы по отношению к федеральной целевой научно-технической программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы и, прежде всего, в отношении реализации Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации, утвержденных Президентом Российской Федерации в мае 2006 г.
Результаты реализации Программы могут быть широко использованы в реальном секторе экономики Российской Федерации. В рамках усиления инвестиционной и инновационной составляющей бюджетной политики Программа призвана занять важное место среди тех федеральных целевых программ, которые обеспечивают инновационный путь развития экономики России, изменяющий качественный характер экономического роста страны.
Комплексный анализ уровня инновационного развития России, проведенный по таким ключевым параметрам эффективности в области инноваций, как человеческий капитал, генерация знаний и их применение, финансирование инноваций и рынок информационно-коммуникационных технологий, показывает, что основные преимущества России заключаются в кадровом потенциале. Российские ученые составляют около 10 процентов общего числа ученых стран - членов и наблюдателей Организации экономического сотрудничества и развития. По доле специалистов и аспирантов научных и инженерных специальностей в возрастной группе от 20 до 29 лет Россия в 2003 году опережала страны Европейского сообщества почти в 1,6 раза, а США - в 2 раза. Однако существующий кадровый потенциал в научно-технической сфере реализуется неэффективно, в связи с чем развитым иностранным государствам Россия существенно уступает по уровню инновационного развития.
Масштабы и темпы создания современной инновационной системы в России явно недостаточны, а низкая восприимчивость российских компаний к инновациям приводит к снижению конкурентоспособности выпускаемой продукции. Вследствие этого нарастает технологическое отставание России от развитых стран.
Основная системная проблема в области развития науки и инноваций заключается в том, что темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не отвечают потребностям обеспечения национальной безопасности и растущему спросу предпринимательского сектора на передовые технологии, при этом предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике ввиду несбалансированности инновационной системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора.
При отсутствии программной поддержки в сфере развития науки и инноваций вероятный сценарий развития событий будет состоять в сохранении имеющегося государственного сектора исследований и государственного образования, в развитии сектора науки, сконцентрированного в ограниченном числе крупных российских и транснациональных корпораций до небольшого размера, в создании сети малых предприятий, обслуживающих средний бизнес и удовлетворяющих их спрос на некрупные инновационные проекты.
В качестве возможных вариантов решения проблем в сфере развития науки и инноваций рассматриваются следующие:
эволюционный вариант, при реализации которого осуществляется прямое применение мер и механизмов, используемых при реализации федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы с сохранением пропорций ресурсного обеспечения программных мероприятий. Преимуществами данного варианта являются отработанность механизмов поддержки, сложившаяся система управления, снижение издержек управления и наиболее заметный эффект в среднесрочной перспективе, а рисками - падающая эффективность, вытеснение частных инвестиций, сохранение круга активных субъектов инновационных процессов, исчерпание технологического потенциала, сужение базы для долгосрочного развития;
инвестиционный вариант, при реализации которого осуществляется формирование центров превосходства и развитие научно-технологической базы. Преимуществами данного варианта являются развитие научно-технологического потенциала для долгосрочного развития, повышение привлекательности научной деятельности для молодых специалистов, формирование институциональной базы исследований и разработок, реализация отдельных прорывных направлений научно-технического развития, а рисками - некорректность выбора направлений инвестиций, нерациональность состава закупаемых технологических комплексов, замораживание вложенных средств, неэффективность использования нового оборудования;
партнерский вариант, при реализации которого осуществляется развитие механизмов государственно-частного партнерства, привлечение новых инвесторов, частного бизнеса к участию в Программе в сочетании с усилением их роли в выработке и принятии решений. Преимуществами данного варианта являются расширение круга инновационно-активных компаний, рост внебюджетного софинансирования, усиление координации проводимых исследований и разработок, рациональность выбора направлений исследований, а рисками - "размывание" приоритетов технологического развития, смещение проводимых исследований и разработок к ближайшей перспективе, рост издержек управления Программой;
комплексный вариант, который базируется на преимуществах указанных вариантов и снижает риски при их реализации. Этому варианту отдается предпочтение.
Реализацию Программы предлагается осуществить в 2007 - 2012 годах в два этапа.
На первом этапе (2007 - 2009 годы) планируются ускоренное формирование задела для коммерциализации технологий путем проведения работ по приоритетным тематическим направлениям Программы в соответствии с Перечнем критических технологий Российской Федерации, утвержденным Президентом Российской Федерации; отработка механизмов привлечения дополнительных ресурсов на реализацию приоритетных направлений технологического развития путем софинансирования крупных исследований и разработок компаний. На этой основе должны быть обеспечены рост софинансирования мероприятий по блокам "Разработка технологий" и "Коммерциализация технологий", расширение числа участников реализации программных мероприятий для улучшения условий их конкурсного отбора и повышения эффективности использования управленческой инфраструктуры Программы в интересах компаний, заинтересованных в размещении заказов на исследования и разработки.
На втором этапе (2010 - 2012 годы) предусматриваются развитие институциональной основы для долгосрочного устойчивого развития эффективной инновационной системы путем формирования и развития инфраструктуры этой системы на основе интенсификации инвестиций в развитие приборной базы конкурентоспособных научных организаций и высших учебных заведений, что предполагает выход на качественно новый уровень технологических возможностей для реализации прорывных направлений научно-технического развития; использование сформированного на первом этапе задела для коммерциализации технологий и роста экономического эффекта; формирование устойчивых внебюджетных механизмов поддержки инноваций.
Основной целью Программы является развитие и реализация научно-технического потенциала Российской Федерации в соответствии с Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.
В рамках комплексного варианта рассмотрены два сценария реализации Программы, которые похожи по составу задач и мер по их решению, но существенно различаются по интенсивности мероприятий по ряду направлений, необходимым ресурсам и ожидаемым результатам в решении отдельных задач.
Первый сценарий комплексного варианта (далее - первый сценарий) предполагает меньшие затраты и в основном направлен на решение задачи ускоренного формирования научно-технологического потенциала, на стимулирование компаний к инновациям и расширение внебюджетного финансирования исследований по приоритетным направлениям.
Второй сценарий комплексного варианта (далее - второй сценарий) требует больше ресурсов, но при этом обеспечивает существенное продвижение в решении таких задач, как формирование конкурентоспособного сектора исследований и разработок, развитие производственно-технологической инновационной инфраструктуры, привлечение к научной деятельности молодых специалистов.
Показатели и целевые индикаторы, позволяющие контролировать решение задач, а также конечные результаты реализации Программы в рамках первого и второго сценариев представлены в приложении N 1.
В рамках реализации первого сценария предусматривается ускоренный рост расходов на реализацию проектов по разработке технологий, при этом расходы по мероприятиям блока "Разработка технологий" составят более 50 процентов объема финансирования Программы за счет средств федерального бюджета. Общий объем финансирования Программы составит около 195 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет средств федерального бюджета - 134,36 млрд. рублей.
В рамках реализации второго сценария предусматривается опережающий рост капитальных вложений в новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение конкурентоспособных научных организаций, при этом капитальные вложения по Программе составят около 28 процентов объема ее финансирования за счет средств федерального бюджета. Общий объем финансирования Программы составит около 260 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет средств федерального бюджета - 193,1 млрд. рублей.
Объемы финансирования по каждому из сценариев представлены в приложении N 2.
Значительный (примерно в 1,5 раза на начальном этапе) рост финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств федерального бюджета по сравнению с федеральной целевой научно-технической программой "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы обусловлен необходимостью разработки технологий нового поколения, требующих для своей реализации, в том числе, закупок передового дорогостоящего оборудования, направлением значительной доли средств Программы на реализацию инновационных проектов государственного значения, что соответствует Основам политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.
Ориентировочные расходы на реализацию программных мероприятий в рамках первого и второго сценариев приведены соответственно в приложениях N 3 и 4.
Источники финансирования Программы приведены в приложении N 5.
По прогнозным оценкам, к 2012 году реализация предусмотренных Программой мероприятий позволит обеспечить достижение следующих положительных эффектов.
За весь период реализации Программы вклад в прирост валового внутреннего продукта вследствие повышения уровня коммерциализации технологий и увеличения выпуска высокотехнологичной продукции составит 0,12 - 0,15 процентного пункта к уровню 2006 года.
Ожидаемый вклад является значимым с точки зрения повышения диверсификации структуры экономики в сторону высокотехнологичной продукции и позволяет заложить основу для дальнейшего роста, основанного на инновациях.
Увеличение доли внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте составит до 1,82 процента по первому сценарию и до 1,83 процента - по второму сценарию реализации Программы. Ожидаемые эффекты являются достаточно значимыми по сравнению с эволюционным вариантом развития, при котором доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте к 2012 году составит лишь 1,7 процента.
Одним из существенных показателей реализации Программы станет рост внебюджетных средств, направляемых на исследования и разработки. Привлечение частных источников финансирования позволит сориентировать выполняемые научные исследования и разработки на потребности рынка, обеспечит повышение уровня коммерциализации результатов научно-технической деятельности и рост капитализации высокотехнологичных компаний, что отразится в зависимости от реализации первого или второго сценариев в увеличении к 2012 году доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки до 48,38 процента и 48,53 процента соответственно.
Реализация Программы будет способствовать снижению доли сырьевого сектора в экономике страны, улучшению структуры экспорта за счет роста в нем доли высокотехнологичной продукции и повышению удельного веса высокотехнологичной продукции России на мировом рынке. В случае реализации первого сценария доля высокотехнологичной продукции в экспорте к 2012 году достигнет 10,21 процента, а в случае реализации второго сценария - 10,25 процента.
В случае реализации первого сценария удельный вес инновационно-активных компаний в промышленности возрастет к 2012 году до 18,57 процента, а в случае реализации второго сценария - до 18,72 процента, тогда как при эволюционном варианте развития данный показатель составил бы лишь около 15 процентов.
Одним из значимых эффектов реализации Программы должно стать создание объектов инновационной инфраструктуры, призванной обеспечить развитие и укрепление связей и взаимовыгодного сотрудничества между наукой, образованием и производством, а также в рамках второго сценария - качественное обновление материально-технической базы науки.
В социальной сфере и в образовании произойдет повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, улучшение их возрастной структуры, повышение уровня доходов работников научно-технической сферы, сохранение рабочих мест в этой сфере, предотвращение оттока талантливой части научно-технических кадров в другие страны, сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных научно-технических кадров, расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи.
По оценкам, в случае реализации первого сценария к 2012 году будет создано около 37 - 40 тыс. новых рабочих мест для высококвалифицированных работников, а в случае реализации второго сценария этот показатель составит 41 - 45 тыс. новых рабочих мест.
Ответственными за формирование и реализацию Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию.
Министерство образования и науки Российской Федерации является государственным заказчиком - координатором Программы. Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию являются государственными заказчиками Программы, а Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова - государственным заказчиком Программы в части государственных капитальных вложений. Разработчиками Программы выступают Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по науке и инновациям.
Финансирование строительства и реконструкции объектов государственных научных центров, включенных в Программу, осуществляется в установленном порядке через главных распорядителей бюджетных средств, к ведению которых отнесены указанные объекты.
Потребность в ресурсном обеспечении Программы рассчитана исходя из оценки программных мероприятий по направлениям финансирования и задачам по годам.
Для обеспечения эффекта от реализации программных мероприятий предусматриваются:
рост расходов на мероприятия блока "Разработка технологий" направлять, прежде всего, на реализацию комплексных проектов. В настоящее время объем расходов по данному блоку не позволяет обеспечить проведение работ по большинству направлений в соответствии с Перечнем критических технологий Российской Федерации, что приводит к исчерпанию базы для формирования новых крупных проектов по коммерциализации технологий;
снижение на первом этапе расходов на мероприятия блока "Коммерциализация технологий". Начиная со второго этапа будут созданы условия для расширения поддержки проектов коммерциализации технологий по мере получения результатов по более широкому кругу комплексных проектов;
привлечение к участию в выполнении проектов преподавателей, аспирантов и студентов, а также ведущих научных школ в рамках блока "Генерация знаний". Необходимо стимулировать приток молодых кадров в науку, содействовать развитию наиболее жизнеспособных и эффективных подразделений научных организаций, творческих коллективов;
рост расходов по Программе в рамках блока "Инфраструктуры инновационной системы", особенно на втором этапе Программы. Необходимо существенное информационное обеспечение и обновление приборной базы организаций, ориентированных на прорывные направления технологического развития. Без таких проектов невозможно обеспечить предпосылки к переходу от торговли знаниями к торговле технологиями, сохранить и расширить долю России на мировом рынке высоких технологий.
Важнейшим принципом реализации Программы является максимальное привлечение внебюджетных финансовых средств для выполнения тех мероприятий Программы, которые могут иметь коммерческую направленность.
Предложения по направлениям финансирования Программы на 2007 - 2012 годы за счет средств федерального бюджета и других источников носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета, федеральной адресной инвестиционной программы на соответствующий год с учетом ежегодного уточнения перечня и объемов программных мероприятий, сроков и этапов их реализации в соответствии с достигнутыми результатами.
Государственный заказчик - координатор Программы осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по реализации программных мероприятий с учетом следующих положений:
расширение практики формирования и реализации комплексных проектов;
создание основы для развития сектора исследований и разработок за счет увеличения инвестиционной составляющей Программы, стимулирования процессов формирования инфраструктуры в научном секторе, а также развития интегрирующих структур;
ускоренное развитие технологий на основе реализованных важнейших инновационных проектов, а также комплексных проектов за счет расширения инвестиций в обновление приборной базы научных организаций;
консолидация средств на реализации приоритетных направлений технологического развития, в том числе путем размещения государственного заказа на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по тематике, предлагаемой высокотехнологичным бизнес-сообществом, с внебюджетным софинансированием соответствующих расходов;
расширение мероприятий, стимулирующих развитие связей между участниками инновационных проектов;
повышение привлекательности научной деятельности для молодых ученых, в том числе путем создания стимулов для их участия в выполнении государственных заказов в рамках Программы;
расширение применения мер, направленных на капитализацию результатов научных исследований и на переход от торговли знаниями к торговле технологиями;
формирование системы координации научных исследований и разработок гражданского назначения;
расширение информации о результатах успешной реализации программных мероприятий.
Структурообразующими функциональными элементами Программы является объединение мероприятий в следующие блоки:
генерация знаний;
разработка технологий;
коммерциализация технологий;
институциональная база исследований и разработок;
инфраструктура инновационной системы.
В каждом блоке сконцентрированы основные функциональные направления реализации программных мероприятий, которые будут конкретизированы, в том числе в виде проектов, непосредственно в Программе.
Критерии оценки и отбора проектов характеризуют, в первую очередь, их научную значимость и перспективность, соответствие мировому уровню, а отбор исполнителей определяется их профессиональной репутацией в соответствующих областях науки и техники и полученными ранее результатами. В то же время при определении приоритетности работ этого класса учитываются долгосрочные экономические перспективы использования результатов реализации Программы.
В Программе должны быть определены приоритетные тематические направления ее реализации, которые должны уточняться не реже одного раза в 2 года. Уточнение приоритетных направлений в рамках Программы целесообразно возложить на научно-координационный совет Программы. В соответствии с принципом преемственности Программы по отношению к федеральной целевой научно-технической программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы предлагается следующий перечень приоритетных направлений реализации Программы, соответствующий Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и не дублирующий приоритеты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ иных федеральных целевых программ технологического профиля:
живые системы;
индустрия наносистем и материалы;
информационно-телекоммуникационные системы;
рациональное природопользование;
энергетика и энергосбережение.
Уточнение указанных направлений необходимо проводить с учетом корректировки и реализации Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации, а также решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по этим вопросам.
В качестве общих принципов системы управления реализацией Программы, которые должны действовать как единая система, предлагаются следующие:
обеспечение правового, методического и информационного единства Программы;
представительство в органах управления Программой государственных заказчиков Программы и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, заключаемых с исполнителями программных мероприятий. Отбор объектов и проектов программных мероприятий и их исполнителей проводится на конкурсной основе.
В ходе реализации Программы должны быть реализованы механизмы информирования представителей бизнеса об открывающихся возможностях по коммерциализации и освоению передовых технологий, а также инвесторов о потенциальных направлениях и условиях вложения средств.
Для устойчивого финансирования проектов Программы за счет внебюджетных средств государственные заказчики Программы включают соответствующие условия в государственные контракты, заключаемые с исполнителями программных мероприятий, подписывают с соответствующими организациями протоколы (соглашения) о намерениях или другие документы, подтверждающие финансирование мероприятий Программы за счет внебюджетных средств.
Результаты выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ подвергаются экспертизе.
Реализация Программы должна обеспечиваться наличием четкого механизма принятия следующих решений:
прекращение финансирования программного мероприятия в случае отсутствия конкретных показателей результативности или эффективности;
увеличение расходов по программному мероприятию, демонстрирующему "прорывной" эффект по обеспечению инновационного развития российской экономики;
уточнение содержания программного мероприятия по результатам реализации пилотного проекта.
Для оценки эффективности Программы разработана основа для создания системы целевых индикаторов, отражающих конечный (макроэкономический) и непосредственный эффект реализации Программы.
Содержание и объемы финансирования мероприятий, реализуемых в течение нескольких лет, в установленном порядке могут уточняться ежегодно на основе отчетов о выполнении программных мероприятий и оценки их эффективности.
Ход выполнения программных мероприятий и достигнутые результаты будут публиковаться в средствах массовой информации не реже 2 раз в год.
Оперативную информацию о ходе реализации программных мероприятий, о нормативных актах по управлению Программой и об условиях проведения конкурсов предлагается размещать на специальном сайте в сети Интернет.
Управление реализацией Программы предусматривает создание научно-координационного совета, в состав которого включаются ученые и специалисты в соответствующих областях, представители предпринимательского сообщества и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Состав совета утверждается Министром образования и науки Российской Федерации.
На научно-координационный совет Программы возлагаются следующие функции:
выработка предложений по тематике и объемам финансирования мероприятий Программы;
рассмотрение результатов экспертизы содержания и стоимости проектов и мероприятий, предлагаемых для реализации в очередном финансовом году;
рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы;
организация проверок выполнения программных мероприятий, целевого и эффективного использования выделяемых ресурсов и средств;
подготовка рекомендаций по более эффективной реализации программных мероприятий с учетом хода реализации Программы и тенденций социально-экономического развития России и выделяемых ресурсов и средств;
выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации Программы.
Текущее управление реализацией Программы может осуществляться государственным заказчиком и дирекцией.
В условиях возросших требований к качеству управления реализацией целевых программ и усложнения задач, связанного с переходом к концепции бюджетирования, ориентированного на результат, более рациональным представляется вариант, когда текущее управление возложено на дирекцию Программы, что позволяет более четко разделить сферы полномочий и ответственности.
Дирекция Программы является государственным учреждением и финансируется по смете в рамках средств, выделяемых на реализацию Программы. Положение о дирекции Программы утверждает Министр образования и науки Российской Федерации.
Дирекция Программы осуществляет следующие функции:
организует экспертизу проектов на всех этапах реализации Программы;
осуществляет мониторинг хода выполнения Программы в целом;
ведет базы данных по государственным контрактам на выполнение работ по Программе;
осуществляет иные функции по поручению государственного заказчика - координатора Программы.
До начала реализации Программы Министром образования и науки Российской Федерации утверждается положение об управлении Программой, определяющее порядок взаимодействия государственных заказчиков Программы, функции и полномочия создаваемых органов в системе управления Программой, порядок принятия решений, проведения независимой экспертизы, ресурсного обеспечения программных мероприятий, мониторинга хода их реализации и механизма корректировки.
Показатели |
Единица измерения |
Сценарий |
2007 -2012 годы - всего |
В том числе |
||
2007 -2009 годы |
2010 -2012 годы |
|||||
1. |
Объем дополнительного производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции за счет коммерциализации созданных передовых технологий |
млрд. рублей |
первый |
142 – 150 |
37 – 40 |
105 – 110 |
|
второй |
174 - 183 |
41 - 44 |
133 - 139 |
||
2. |
Дополнительный объем экспорта высокотехнологичной продукции |
_"_ |
первый |
39 – 44 |
9-11 |
30 – 33 |
|
второй |
48 - 53 |
10 - 12 |
38 - 41 |
||
3. |
Привлеченные внебюджетные средства |
млрд. рублей |
первый |
59 – 62 |
19, 5-21 |
39,5 – 41 |
|
второй |
65,5 -68,5 |
22 - 23, 5 |
43,5 - 45 |
||
4. |
Дополнительный объем внутренних затрат на исследования и разработки, в том числе внебюджетные средства |
_"_ |
первый |
169 – 172 |
55 - 56,5 |
114 -115,5 |
|
второй |
179,5 - 182,5 |
57,5 - 59 |
122 -123,5 |
||
5. |
Количество разработанных конкурентоспособных технологий, пригодных для последующей коммерциализации |
единиц |
первый |
127 – 136 |
40 – 44 |
87 – 92 |
|
второй |
127 - 136 |
40 - 44 |
87 - 92 |
||
6. |
Количество внедренных передовых коммерческих технологий |
_"_ |
первый |
8-10 |
4-5 |
4-5 |
|
второй |
12 - 16 |
6-8 |
6-8 |
||
7. |
Прирост числа критических технологий, по которым Российская Федерация имеет мировой приоритет |
_"_ |
первый |
5-8 |
2-3 |
3-5 |
|
второй |
9-12 |
2-3 |
7-9 |
||
8. |
Прирост количества организаций, обладающих приборной базой мирового уровня |
_"_ |
первый |
6-12 |
3-6 |
3-6 |
|
второй |
73 - 87 |
28 - 33 |
45 - 54 |
||
9. |
Количество созданных новых рабочих мест для высококвалифицированных работников |
единиц |
первый |
36,5 – 41 |
10,5 – 12 |
26 – 29 |
|
второй |
40,5 - 45 |
12 - 13,5 |
28,5 -31,5 |
||
10 |
Количество молодых специалистов, привлеченных к выполнению исследований и разработок |
тыс. человек |
первый |
20 - 23, 5 |
6 - 7,5 |
14 – 16 |
|
второй |
32 - 36 |
10 - 12 |
22 - 24 |
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
|
Первый сценарий |
Второй сценарий |
||||
2007 -2012 годы - всего |
в том числе |
2007 -2012 годы - всего |
в том числе |
|||
2007 -2009 годы |
2010 -2012 годы |
2007 -2009 годы |
2010 -2012 годы |
|||
Общий объем финансирования - всего |
195210 |
65010 |
130200 |
259956 |
87470 |
172486 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
расходы на НИОКР |
170218 |
55688 |
114530 |
181008 |
58518 |
122490 |
капитальные вложения |
5440 |
2160 |
3280 |
54596 |
19910 |
34686 |
прочие нужды |
19552 |
7162 |
12390 |
24352 |
9042 |
15310 |
Средства федерального бюджета - всего |
1343 60 |
44650 |
89710 |
193106 |
64760 |
128346 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
расходы на НИОКР |
128920 |
42490 |
86430 |
138510 |
44850 |
93660 |
капитальные вложения |
5440 |
2160 |
3280 |
54596 |
19910 |
34686 |
Средства внебюджетных источников - всего |
60850 |
203 60 |
40490 |
66850 |
22710 |
44140 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
расходы на НИОКР |
41298 |
13198 |
28100 |
42498 |
13668 |
28830 |
прочие нужды |
19552 |
7162 |
12390 |
24352 |
9042 |
15310 |
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Блоки мероприятий Программы |
Всего |
Средства федерального бюджета |
Внебюджетные средства |
||||
всего |
НИОКР |
капвложения |
всего |
НИОКР |
прочие нужды |
||
I этап (2007 - 2009 годы) |
|||||||
1. Генерация знаний |
12120 |
10930 |
10930 |
- |
1190 |
1190 |
- |
2. Разработка технологий |
31130 |
20800 |
20800 |
- |
10330 |
10330 |
- |
3. Коммерциализация технологий |
12990 |
4600 |
4600 |
- |
8390 |
1678 |
6712 |
4. Институциональная база исследований и разработок |
2160 |
2160 |
- |
2160 |
- |
- |
- |
5. Инфраструктура инновационной системы |
6130 |
5680 |
5680 |
- |
450 |
- |
450 |
6. Управление Программой |
480 |
480 |
480 |
- |
- |
- |
- |
ИТОГО |
65010 |
44650 |
42490 |
2160 |
20360 |
13198 |
7162 |
II этап (2010 - 2012 годы) |
|||||||
1. Генерация знаний |
21940 |
19700 |
19700 |
- |
2240 |
2240 |
- |
2. Разработка технологий |
70870 |
47890 |
47890 |
- |
22980 |
22980 |
- |
3. Коммерциализация технологий |
22880 |
8480 |
8480 |
- |
14400 |
2880 |
11520 |
4. Институциональная база исследований и разработок |
3280 |
3280 |
- |
3280 |
- |
- |
- |
5. Инфраструктура инновационной системы |
10660 |
9790 |
9790 |
- |
870 |
- |
870 |
6. Управление Программой |
570 |
570 |
570 |
- |
- |
- |
- |
ИТОГО |
130200 |
89710 |
86430 |
3280 |
40490 |
28100 |
12390 |
Программа в целом |
|||||||
1. Генерация знаний |
34060 |
30630 |
30630 |
- |
3430 |
3430 |
- |
2. Разработка технологий |
102000 |
68690 |
68690 |
- |
33310 |
33310 |
- |
3. Коммерциализация технологий |
35870 |
13080 |
13080 |
- |
22790 |
4558 |
18232 |
4. Институциональная база исследований и разработок |
5440 |
5440 |
- |
5440 |
- |
- |
- |
5. Инфраструктура инновационной системы |
16790 |
15470 |
15470 |
- |
1320 |
- |
1320 |
6. Управление Программой |
1050 |
1050 |
1050 |
- |
- |
- |
- |
ИТОГО |
195210 |
134360 |
128920 |
5440 |
60850 |
41298 |
19552 |
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Блоки мероприятий Программы |
Всего |
Средства федерального бюджета |
Внебюджетные средства |
||||
всего |
НИ0КР |
капвложения |
всего |
НИ0КР |
прочие нужды |
||
I этап (2007 - 2009 годы) |
|||||||
1. Генерация знаний |
12520 |
11330 |
11330 |
- |
1190 |
1190 |
- |
2. Разработка технологий |
30880 |
20550 |
20550 |
- |
10330 |
10330 |
- |
3. Коммерциализация технологий |
16690 |
5950 |
5950 |
- |
10740 |
2148 |
8592 |
4. Институциональная база исследований и разработок |
19910 |
19910 |
- |
19910 |
- |
- |
- |
S. Инфраструктура инновационной системы |
6990 |
6540 |
6540 |
- |
450 |
- |
450 |
6. Управление Программой |
480 |
480 |
480 |
- |
- |
- |
- |
ИТОГО |
87470 |
64760 |
44850 |
19910 |
22710 |
13668 |
9042 |
II этап (2010 - 2012 годы) |
|||||||
1. Генерация знаний |
23490 |
21250 |
21250 |
- |
2240 |
2240 |
- |
2. Разработка технологий |
70120 |
47140 |
47140 |
- |
22980 |
22980 |
- |
3. Коммерциализация технологий |
28780 |
10730 |
10730 |
- |
18050 |
3610 |
14440 |
4. Институциональная база исследований и разработок |
34686 |
34686 |
- |
34686 |
- |
- |
- |
S. Инфраструктура инновационной системы |
14840 |
13970 |
13970 |
- |
870 |
- |
870 |
6. Управление Программой |
S70 |
570 |
570 |
- |
- |
- |
- |
ИТОГО |
172486 |
128346 |
93660 |
34686 |
44140 |
28830 |
15310 |
Программа в целом |
|||||||
1. Генерация знаний |
36010 |
32580 |
32580 |
- |
3430 |
3430 |
- |
2. Разработка технологий |
101000 |
67690 |
67690 |
- |
33310 |
33310 |
- |
3. Коммерциализация технологий |
45470 |
16680 |
16680 |
- |
28790 |
5758 |
23032 |
4. Институциональная база исследований и разработок |
54596 |
S4S96 |
- |
S4S96 |
- |
- |
- |
S. Инфраструктура инновационной системы |
21830 |
20510 |
20510 |
- |
1320 |
- |
1320 |
6. Управление Программой |
1050 |
1050 |
1050 |
- |
- |
- |
- |
ИТОГО |
259956 |
193106 |
138510 |
S4S96 |
66850 |
42498 |
24352 |
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
|
2007 - 2012 годы - всего |
В том числе |
|||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||
I. Первый сценарий |
|||||||
Всего |
195210 |
17080 |
21290 |
26640 |
33460 |
42650 |
54090 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
134360 |
11720 |
14630 |
18300 |
23030 |
29340 |
37340 |
внебюджетные источники |
60850 |
5360 |
6660 |
8340 |
10430 |
13310 |
16750 |
Капитальные вложения - всего |
5440 |
600 |
720 |
840 |
960 |
1080 |
1240 |
в том числе федеральный бюджет |
5440 |
600 |
720 |
840 |
960 |
1080 |
1240 |
НИОКР - всего |
170218 |
14402 |
18236 |
23050 |
29220 |
37520 |
47790 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
128920 |
11120 |
13910 |
17460 |
22070 |
28260 |
36100 |
внебюджетные источники |
41298 |
3282 |
4326 |
5590 |
7150 |
9260 |
11690 |
Прочие нужды - всего |
19552 |
2078 |
2334 |
2750 |
3280 |
4050 |
5060 |
в том числе внебюджетные источники |
19552 |
2078 |
2334 |
2750 |
3280 |
4050 |
5060 |
II. Второй сценарий |
|||||||
Всего |
259956 |
22147 |
28903 |
36420 |
46727 |
S6698 |
69061 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
193106 |
16137 |
21443 |
27180 |
35347 |
42188 |
50811 |
внебюджетные источники |
66850 |
6010 |
7460 |
9240 |
11380 |
14510 |
18250 |
Капитальные вложения - всего |
54596 |
4887 |
6553 |
8470 |
11527 |
11578 |
11581 |
в том числе федеральный бюджет |
54596 |
4887 |
6553 |
8470 |
11527 |
11578 |
11581 |
НИОКР - всего |
181008 |
14662 |
19376 |
24480 |
31160 |
40110 |
51220 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
138510 |
11250 |
14890 |
18710 |
23820 |
30610 |
39230 |
внебюджетные источники |
42498 |
3412 |
4486 |
5770 |
7340 |
9500 |
11990 |
Прочие нужды - всего |
24352 |
2598 |
2974 |
3470 |
4040 |
5010 |
6260 |
в том числе внебюджетные источники |
24352 |
2598 |
2974 |
3470 |
4040 |
5010 |
6260 |
_________________________________________________________ |