www.DocNorma.Ru |
|
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ВНВ В МОНОЛИТНОМ ДОРОЖНОМ БЕТОНЕ
Утверждены зам. директора Союздорнии
канд. техн. наук В.М. Юмашевым
Одобрены решением научно-технического
совета Минтрансстроя СССР от 19.06.89
Москва 1990
Даны рекомендации подопытному строительству монолитных, покрытий и оснований автомобильных дорог из бетона на вяжущем низкой водопотребностй (ВНВ), позволяющем экономить портландцемент.
Приведены краткие сведения о ВНВ, об особенностях подбора состава бетона с ВНВ и его использования.
Государственный всесоюзный дорожный научно-исследовательский институт, 1990.
Содержание
"Методические рекомендации по применению ВНВ в монолитном дорожном бетоне" разработаны в Союздорнии на обнове обобщения проведенных в 19884-1989 гг. исследований и с учетом данных, полученных другими организациями.
В исследованиях были использованы образцы портландцемента Белгородского и Коркинского цементных заводов и вяжущего низкой водопотребности (ВНВ), приготовленного на их основе в ЦНИИСе, а также на опытно-промышленной установке треста "Куйбышевдорстрой" Минтрансстроя СССР.
Исследования показали, что применение в дорожном бетоне ВНВ вместо портландцемента позволяет экономить до 30% последнего.
При составлении Методических рекомендаций учитывали особенности строительства и эксплуатации дорожных покрытий и оснований из монолитного бетона, приготовленного с использованием ВНВ.
Настоящие Методические рекомендации предназначены для опытного строительства, научно-методическое руководство, которым осуществляет Союздорнии.
Методические рекомендации разработали кандидаты технических наук С.В. Эккель, Э.Р. Пинус и инж. И.Ф. Шамбур при участии канд. техн. наук А.М. Шейнина.
Отзывы о данной работе просьба направлять по адресу: 143900, Московская обл., г. Балашиха-6, ш. Энтузиастов, 79, Союздорнии.
1.1. "Методические рекомендации по применению ВИВ в монолитном дорожном бетоне" предназначены для опытного строительства покрытий и оснований автомобильных дорог, а также других конструкций.
1.2. Вяжущее низкой водопотребности (ВНВ) получают на цементных заводах или непосредственно в строительной организации на помольных установках. Технология приготовления ВНВ в общем случае предусматривает совместный помол товарного портландцемента и строительного песка при одновременном введении сухой (порошкообразной) добавки - суперпластификатора С-3. Свойства ВНВ должны отвечать требованиям, приведенным в настоящих Методических рекомендациях.
В зависимости от содержания портландцемента в ВНВ различают следующие его марки: ВНВ-100, ВНВ-50 и т.д.
Количество сухого Суперпластификатора С-3, вводимого при помоле, составляет, как правило, 2-3% массы портландцемента.
1.3. Свойства заполнителя, воды и химических добавок, используемых для приготовления дорожного бетона на ВНВ, должны отвечать требованиям ГОСТ 7473-85, ГОСТ 10268-80, ГОСТ 26633-85, ГОСТ 23732-79, ГОСТ 24211-80 к материалам для бетона покрытий и оснований автомобильных дорог.
Технология приготовления и укладки монолитного дорожного бетона с ВНВ должна соответствовать СНиП 3.06.03-85.
1.4. Замена портландцемента на ВНВ-100 приводит к повышению прочности бетона на сжатие на 20-30%, а на ВНВ-50 - к снижению ее на такую же величину. В то же время прочность бетона на растяжение при изгибе при введении ВНВ-100 взамен исходного портландцемента, как правило, не изменяется, а при введении ВНВ-50 снижается на 30-40%.
Эта особенность бетона на ВНВ объясняется более высокими по сравнению с обычно рекомендуемыми дозировками суперпластификатора С-3.
1.5. Экономический эффект от применения бетона на ВНВ определяют с учетом конкретных условий опытного строительства. При этом следует учитывать, что использование ВНВ позволяет сократить расход портландцемента примерно на 30% и что из-за высокой стоимости сухого суперпластификатора С-3 и затрат на дополнительный помол компонентов ВНВ, стоимость ВНВ-50 приблизительно в 1,5 раза выше стоимости исходного портландцемента, а ВНВ-100 - в 2 раза.
2.1. Величина удельной поверхности ВНВ должна составлять не менее 4500 см2/г (по прибору типа ПСХ-2).
2.2. Начало схватывания ВНВ, предназначенного для использования в монолитном дорожном бетоне, должно наступать не ранее чем через 2ч (по ГОСТ 310.3-76).
Объем образцов ВНВ должен изменяться равномерно при кипячении в воде (по ГОСТ 310.3-76).
Для получения ВНВ в качестве исходного следует использовать портландцемент, предназначенный для приготовления бетона покрытий автомобильных дорог по ГОСТ 10178-85.
Строительный песок, используемый при получении ВНВ, должен отвечать требованиям ГОСТ 10268-80. Допустимая влажность песка - не выше 2%.
2.5. Показатель нормальной густоты ВНВ не должен превышать 0,21.
3.1. Бетонная смесь и бетон на ВНВ должны отвечать требованиям ГОСТ 7473-85, ГОСТ 26633-85, СНиП 3.06.03-85 и СНиП 2.05.02-85.
3.2. Принципы проектирования и подбора составов дорожного бетона на ВНВ в основном такие же, как и бетона на стандартном портландцементе, со следующими дополнениями:
активность ВНВ необходимо устанавливать согласно п.2.6 настоящих Методических рекомендаций; при отсутствии необходимых данных для предварительного определения водовяжущего Отношения бетона на ВНВ, приготовленного на основе исходного портландцемента марки 400, можно принять, что ВНВ-100 соответствует по прочности (активности) портландцементу марки 500, а ВНВ-50 - марки 300. Если в качестве исходного использован портландцемент марки 500, то можно принять, что BHB-100 соответствует по активности портландцементу марки 600, а ВНВ-50 - марки 400;
при подборе состава, бетона следует определять плотность зерен ВНВ-50 расчетом или с помощью пикнометра.
3.3. При введении ВНВ вместо портландцемента свойства бетонных смесей определяются известными закономерностями, характерными для смесей с повышенным по сравнению с обычным содержанием суперпластификатора.
Введение сухого суперпластификатора С-3 на стадии домола портландцемента при получении ВНВ эквивалентно по пластифицирующему эффекту введению такого же количества жидкого суперпластификатора (по ТУ 6-14-625-80 "Разжижитель С-3") в бетонную смесь и с водой затворения.
3.4. При подборе составов дорожного бетона на ВНВ следует помимо прочности определять его морозостойкость по сравнению с равнопрочным бетоном на портландцементе. Чтобы получить одинаковую морозостойкость таких бетонов, необходимо снизить водовяжущее отношение в бетонной смеси, приготовленной с использованием ВНВ, причем в смеси на ВНВ-50 это отношение не должно превышать 0,30, на ВНВ-100 - 0,45.
4.1. Контроль свойств бетонной смеси, приготовленной с использованием ВНВ, и полученного из этой смеси бетона монолитных покрытий и оснований, автомобильных дорог осуществляется в соответствии с действующими нормативно-техническими документами и предлагаемыми дополнениями.
4.2. Сравнительные испытания на морозостойкость дорожных бетонов, приготовленных на ВНВ и на портландцементе в соответствии с п. 3.4. настоящих Методических рекомендаций, необходимо продолжать, не ограничиваясь проектным числом циклов замораживания-оттаивания, до разрушения образцов.
4.3. Приемка партии ВИВ, изготовленной на цементном заводе, должна производиться по ГОСТ 22236-85.
При приготовлении ВНВ в условиях строительства следует определять удельную поверхность вяжущего, сроки схватывания, равномерность изменения объема и показатель нормальной густоты.
Во всех случаях следует устанавливать активность ВНВ по п.2.6 настоящих Методических рекомендаций.
5.1. При работе с бетоном на ВНВ следует соблюдать такие же правила техники безопасности, как и при работе с бетоном на портландцементе с использованием суперпластификатора.
_________________________________________________________ |