Государственный дорожный научно - исследовательский институт ФГУП
«СОЮЗДОРНИИ»
Москва 2001
Посвящена определению коэффициента относительного уплотнения песков.
Разработана на основе теоретического анализа, обобщения опыта проектирования и строительства земляных сооружений, результатов полевых и лабораторных исследований.
Дан дифференцированный подход к расчету коэффициента относительного уплотнения в зависимости от различных факторов.
Приведены примеры определения этого показателя.
Содержание
Настоящая работа посвящена проблеме, связанной с определением коэффициента относительного уплотнения песков и методикой его определения.
Методика разработана на основе теоретического анализа, обобщения имеющегося опыта проектирования и строительства земляных сооружений, результатов полевых и лабораторных исследований. В ней дан дифференцированный подход, учитывающий
- характер источника получения песка;
- классификационные показатели песков (ГОСТ 8736-93 и ГОСТ 25100-95);
- транспортные схемы их доставки к месту укладки;
- сезонные условия;
- требования к уплотнению песчаного подстилающего слоя или земляного полотна на различных горизонтах от верха покрытия.
Изложены положения методики и даны соответствующие рекомендации, включающие (в том числе) примеры определения коэффициента относительного уплотнения.
Настоящую Методику разработали инженеры Ю.М. Львович, А.К. Мирошкин (ответственный исполнитель), канд. техн. наук Г.Б. Гершман при участии д-ра техн. наук Э.К. Кузахметовой.
В работе принимали участие инженеры Т.Н. Ибрагимова, В.Н. Губанова, Л.П. Андриенко, С.С. Марина, лаборанты Л.П. Горобец, Т.А. Морозова, В.Д. Полехина.
Пожелания и предложения по настоящей работе просьба направлять по адресу: 143900, Московская обл., г. Балашиха-6, ш. Энтузиастов, 79, Союздорнии.
1.1. Настоящая Методика по определению коэффициента относительного уплотнения песков разработана в лаборатории земляного полотна, геотехники и геосинтетики Союздорнии согласно договору № 70-00-ЗР от 1.03.2000 г.
1.2. Методика предназначена для определения или уточнения коэффициента относительного уплотнения строительных песков (ГОСТ 8736-93 и ГОСТ 25100-95) при проектировании и строительстве земляного полотна, подстилающих слоев дорожной одежды, конусов и обратных засыпок в котлованах, траншеях, дренажах и других сооружениях.
1.3. Коэффициент относительного уплотнения определяет соотношение объемов песков (в конкретном случае), разрабатываемых или получаемых в том или ином источнике, к объемам в соответствующих конструктивных элементах при требуемой для каждого из них плотности (коэффициент уплотнения согласно табл. 22 СНиП 2.05.02-85). Значение коэффициента относительного уплотнения необходимо включать в проектную документацию и паспорт источника получения песков.
1.4. В общем виде коэффициент относительного уплотнения представляет собой отношение плотности (скелета) «сухого песка» при требуемом коэффициенте уплотнения (согласно СНиП 2.05.02-85) к плотности (также скелета «сухого» материала) в соответствующем источнике его получения.
Примечание: в случаях исчисления объемов песка в транспортных средствах одним из компонентов для определения коэффициента относительного уплотнения песков является их насыпная плотность.
1.5.
Коэффициент относительного уплотнения рассчитывается в зависимости от следующих
факторов и условий, которые должны быть отражены в проектной документации (для
плановых источников получения песка) или согласованы проектной организацией в
случаях изменения паспортных данных источников или замены его на иные:
1. характеристики источника получения песка (карьер, штабель, гидронамыв и т.п.);
2. паспорта источника, в котором должны быть представлены следующие данные:
- характеристика песка согласно ГОСТ 8736-93 или ГОСТ 25100-95;
- параметры стандартной максимальной плотности и оптимальной влажности в соответствии с ГОСТ 22733-77;
- плотность песка в естественном залегании;
- естественная влажность;
- изменение указанных параметров по мощности источника;
- коэффициент относительного уплотнения с учетом требуемых коэффициентов уплотнения в устраиваемых конструктивных элементах (1,0; 0,98; 0,95);
- коэффициенты относительного уплотнения при прямой транспортной схеме «источник- трасса»;
- насыпная плотность согласно ГОСТ 8735-88;
3. транспортной схемы доставки песка к месту укладки; если в процессе работ происходит изменение транспортной схемы по сравнению с проектом (ПОС, ППР), то она должна быть согласована с проектной организацией и Заказчиком на период времени ее действия;
4. климатических условий (отрицательные и положительные температуры); при работах в зимний период необходимо учитывать количество мерзлых комьев, допускаемых и не допускаемых в соответствующем конструктивном элементе.
1.6. Перечень нормативных документов приведен в прил. 1.настоящей Методики.
2.1.1. Требуемый объем песка природного сложения в сосредоточенных
резервах или карьерах
,когда он согласно транспортной схеме используется
непосредственно для устройства конструктивных элементов земляного полотна (насыпь
или дополнительные подстилающие слои дорожной одежды), следует определять по
формуле
,
где
- геометрический
объем грунта устраиваемого конструктивного элемента (земляное полотно,
дополнительный подстилающий слой) в уплотненном состоянии;
коэффициент
относительного уплотнения (отношение требуемой плотности (скелета) сухого
грунта в конструктивном элементе
к плотности (скелета) сухого грунта в источнике получения.
Требуемый объем песка, исчисляемого и транспортных средствах (автомобили-самосвалы, железнодорожные полувагоны и т.п.), когда он находится в разрыхленном состоянии, следует рассчитывать по формуле
,
где
- геометрический объем
грунта устраиваемого конструктивного элемента
земляного полотна в уплотненном состоянии (при требуемой плотности);
-
коэффициент относительного уплотнения (отношение
требуемой плотности сухого (скелета) песка в конструктивном элементе к насыпной плотности сухого грунта, определяемой
при естественной влажности в стандартной 10-литровой емкости по ГОСТ
8736-93.
2.1.2 Требуемое количество песка можно рассчитывать по объему или по массе. В первом случае обмер производят либо путем регулярной геодезической съемки вырабатываемого источника получения материала, либо непосредственно в транспортных средствах (железнодорожных вагонах, автомобилях, баржах и т.п.).
При расчете по массе отгружаемый материал в вагонах или автомобилях взвешивают на железнодорожных или автомобильных весах. В соответствии с ГОСТ 11830-66 массу указывают в транспортной накладной.
Количество песка, поставляемого на баржах или судах определяют по осадке последних.
2.1.3 Количество песка пересчитывают из единиц массы в единицы объема и наоборот по значению насыпной плотности песка, определяемой при влажности материала во время отгрузки, в соответствии с ГОСТ 8735-88. Насыпная плотность и влажность строительного песка указываются в паспортах на каждую отгружаемую партию.
2.1.4 .Для приведения объема песка, поставляемого в нагоне или автомобиле, к объему в уплотненном состоянии, т.е. в конструктивном элементе, полученный исходный объем умножают на коэффициент относительного уплотнения. Последний зависит от зернового состава и влажности материала, способа погрузки и дальности возки.
2.1.5 .При разработке проектных решений коэффициент относительного уплотнения следует назначать в зависимости от требуемой плотности материала и конструктивном элементе или его соответствующем горизонте (СНиП 2.05.02-85, табл. 22) ориентировочно:
- при исчислении объемов, поставляемых из промышленных карьеров в транспортных средствах, - согласно СНиП 4.02-91; 4.05-91;
- при использовании песков естественной плотности в источнике получения - по СНиП 2.05.02-85.
2.1.6. В тех случаях, когда ПОС и ППР
предусматривают отсыпку элементов земляного полотна, дополнительных подстилающих
слоёв в зимний период (непосредственно или через промежуточные накопленные
объемы - штабели) объемы песков, исчисляемые в транспортных средствах,
необходимо увеличивать на соответствующие коэффициенты, приведённые в настоящей
Методике.
2.1.7 .Дополнительные объёмы грунта, связанные с потерями при транспортировке, в зависимости от способа и дальности возки в соответствии со СНиП 3.02.01-87 следует принимать равными
- 0,5% - при дальности возки до I км;
- 1% - при большей дальности.
Допускается принимать больший процент потерь при достаточном обосновании и совместном решении заказчика и подрядчика, потребителя и владельца карьера.
2.1.8. Для определения коэффициента относительного уплотнения необходимы следующие исходные данные:
- коэффициент уплотнения и плотность грунта конструктивного элемента;
- стандартная максимальная плотность и оптимальная влажность материала;
- насыпная плотность.
2.1.9. В прил. 2 приведен более полный перечень терминов и определений.
2.2.1. Коэффициент относительного уплотнения
для карьеров или
других источников песка природного сложения устанавливается проектной
организацией по материалам инженерно-геологических изысканий.
2.2.2. При отсутствии или недостаточном количестве данных инженерно-геологических изысканий на природные карьеры из песка коэффициент относительного уплотнения для определения объема грунта в карьере принимается ориентировочно согласно СНиП 2.05.02-85. По согласованию с заказчиком, проектной организацией и производителем работ значения коэффициента относительного уплотнения при наличии существенных расхождений должны быть откорректированы в процессе разработки карьера.
2.2.3. Чтобы установить фактическое значение коэффициента относительного уплотнения или уточнить его проектные значения, следует выполнить выборочное обследование карьера в пределах характерных геологических элементов по всей полезной мощности карьера с отбором проб грунта как ненарушенного (для установления природной плотности и влажности), так и нарушенного (для определения в лабораторных условиях классификационных и физических показателей песка в карьере) сложения.
2.2.4. Пробы песков должны отбираться в соответствии с ГОСТ 12071-84 и каждая из них снабжаться сопроводительной этикеткой с указанием необходимых данных.
2.2.5. Для отбора проб песков ненарушенного сложения в карьерах и штабелях с устойчивыми откосами следует использовать режущие кольца объёмом не менее 500 см3. Допускается отбирать пробы грунта непосредственно из вертикальных стенок шурфа или в забое.
Перед отбором и обязательном порядке следует зачистить обнажённые рыхлые поверхности до достижения природной структуры.
2.2.6. Из каждого однородного горизонта следует отбирать не менее трех проб ненарушенного сложения и одну пробу массой около 5 кг нарушенного сложения.
2.2.7. Пробы грунта ненарушенного сложения тщательно упаковываются в полиэтиленовые пакеты для сохранения естественной влажности.
2.2.8. Пробы грунта ненарушенного сложения в карьерах и штабелях с неустойчивыми откосами следует отбирать с горизонтальных площадок путем устройства шурфов или приямков.
2.2.9. Пробы грунта нарушенного сложения в карьерах и штабелях отбирают совком или лопаткой снизу вверх из разных мест в пределах мощности каждого однородного слоя.
2.2.10. Однородные горизонты песков выделяют визуально по крупности частиц, цвету и т.п. Толщину каждого однородного горизонта мощностью не менее 1 м замеряют рулеткой.
2.2.11. Пробы грунта ненарушенного сложения обрабатывают в лаборатории согласно ГОСТ 5180-84.
В лаборатории для каждого однородного горизонта устанавливают средние значения плотности грунта (r), плотности (скелета) сухого грунта (rd) и влажности (W).
Расхождения между результатами определений для каждого однородного горизонта не должно превышать:
± 0,04 г/см3 - для r и rd ;
± 0,6% - для W.
2.2.12. По результатам лабораторных определений плотности (скелета) сухого грунта и выявленной в процессе обследования мощности каждого однородного горизонта рассчитывают средневзвешенную плотность (скелета) сухого фунта в карьере или резерве по формуле
,
где pi - среднее значение плотности сухого (скелета) грунта для каждого однородного горизонта песчаного грунта, выделенного визуально;
hi - мощность каждого однородного отдельно выделенного горизонта песка, см.
2.2.13. Пробу песка нарушенного сложения в лаборатории высушивают до воздушно-сухого состояния, а затем методом квартования из нее последовательно выделяют две отдельные пробы массой 2000 и 2500 г для определения соответственно зернового состава по ГОСТ 8735-88 или ГОСТ 12536-79, максимальной плотности и оптимальной влажности по ГОСТ 22733-77. Испытание по определению зернового состава песка должно предшествовать испытанию для установления максимальной плотности и оптимальной влажности.
2.2.14. По данным зернового состава определяют модуль крупности и группу песка по крупности согласно ГОСТ 8736-93 или его тип согласно ГОСТ 25100-95.
2.2.15. Стандартную максимальную плотность песка при уплотнении следует принимать в зависимости от формы кривой стандартного уплотнения и крупности песка:
- кривая зависимости rd от влажности (W) выражена горизонтальной линией без заметного пика, то максимальной плотности будет соответствовать первая наивысшая точка на горизонтальном участке кривой, а оптимальной влажности влажность, соответствующая данной точке;
- если кривая зависимости pd грунта от влажности W имеет характерный пик (причем в небольшом диапазоне влажности), предшествующий началу отжатия воды, что характерно для испытания однородных по зерновому составу песков (степень неоднородности по ГОСТ 25100-95 менее 3), то за максимальную плотность следует принимать не наивысшую точку графика, а точку слева от максимума, соответствующую значению влажности, уменьшенной на 1% для крупных, средних и мелких песков и на 1,5% - для очень мелких и остальных типов песков.
2.2.16. Коэффициент относительного уплотнения песка в зависимости от требуемой плотности грунта в конструктивном элементе определяют по формуле
![]()
где
- требуемая плотность (скелета) сухого грунта в
конструктивном элементе; устанавливается на основе лабораторных определений
максимальной плотности по ГОСТ
22733-77
и требуемого коэффициента уплотнения по СНиП 2.05.02-85;
- средневзвешенная плотность (скелета) сухого
грунта и карьере (резерве) природного сложения.
С учетом требуемого коэффициента уплотнения песка Kmp в конструктивном элементе земляного полотна или подстилающем слое основания дорожной одежды значение требуемой плотности (скелета) определяется по формуле
.
2.3.1. За коэффициент относительного уплотнения пески К1, при исчислении его объёмов в транспортных средствах (автомобили-самосвалы, железнодорожные вагоны, баржи и т.п.) следует принимать соотношение между требуемой плотностью песка в конструктивном элементе земляного полотна и подстилающем слое и плотностью сухого (скелета) песка в транспортном средстве.
2.3.2. Требуемая плотность песка в конструкции земляного полотна (насыпь или подстилающий слой дорожной одежды) автомобильных дорог определяется в соответствии со СНиП 2.05.02-85 и ГОСТ 22733-77.
2.3.3. Плотность песка в транспортном средстве рекомендуется определять либо путём непосредственного ее измерения в кузове автомобиля или железнодорожном вагоне объемно-весовым методом с использованием режущих колец объёмом 500 см3 и более, или через насыпную плотность при естественной влажности (ГОСТ 8735-88).
2.3.4. При определении плотности песка объемно-весовым методом пробы грунта следует отбирать на глубине 20-25 см от поверхности песка в транспортном средстве из углов на удалении от стенок не менее чем на 0,5 м, а также в центре кузова или вагона. Отбор проб осуществляется по схеме «конверт».
2.3.5. Отобранные пробы упаковывают в полиэтиленовые пакеты с этикетками. В лабораторных условиях определяют плотность песка, плотность (скелета) сухого песка и естественную влажность.
2.3.6. Расхождение в результатах
параллельного определения плотности и плотности (скелета) сухого песка
по величине не должно
превышать 0,04 г/см3. Влажность песка определяют, округляя
результаты до 0,1%.
2.3.7. Стандартную максимальную плотность и оптимальную влажность определяют на средней пробе песка, выделяемой методом квартования из нескольких единичных проб одной партии песка.
2.3.8. Коэффициент относительного уплотнения рассчитывают по формуле
![]()
![]()
2.3.9. При определении коэффициента относительного уплотнения песка через насыпную плотность значение последней устанавливают в соответствии с ГОСТ 8735-88 при естественной влажности песка путем заполнения стандартной 10-литровой ёмкости с высоты 1 м.
2.3.10. Заполнение следует выполнять за 2-3 приема, засыпая песок из мерного ведра или какого-либо другого сосуда непрерывным потоком. Данная процедура должна проводиться не менее 3 раз.
2.3.11. После каждого испытания, емкость с песком взвешивают на весах, отбирают пробы, для определения влажности расчетом устанавливают насыпную плотность песка в сухом состоянии. Результаты округляют до 10 кг/м3.
2.3.12. Расхождение параллельных определений насыпной плотности не должно превышать ±10 кг/м3.
2.3.13. Коэффициент относительного уплотнения определяется по формуле
![]()
где
-
насыпная плотность песка по ГОСТ 8735-88.
2.4.1. В зимний период отгружаемый песок находится в сыпучемерзлом состоянии, поэтому коэффициент относительного уплотнения должен устанавливаться через насыпную плотность, определяемую по ГОСТ 8735-88 при естественном состоянии песка.
2.4.2. Температура стандартной емкости для определения насыпной плотности должна соответствовать температуре окружающего воздуха.
2.4.3. Процедура определения насыпной плотности и расчёт коэффициента относительного уплотнения аналогичны указанным в п.п. 2.3.8 - 2.3.13 и прил. 4.
1. СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги».
2. СНиП 4.02-91 и СНиП 4.05-91 «Сборник сметных норм и расценок на строительные работы. Сборник 1. Земляные работы».
3. СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты»
4. ГОСТ 25100-95 «Грунты. Классификация».
5. ГОСТ 11830-66 «Строительные материалы. Норма точности взвешивания».
6. ГОСТ 8735-88 (СТСЭВ 5446-85) «Песок для строительных работ. Методы испытаний».
7. ГОСТ 8736-93 «Песок для строительных работ. Технические условия».
8. ГОСТ 12536-79 «Грунты. Методы лабораторного определения гранулометрического (зернового) и микроагрегатного состава».
9. ГОСТ 22733-77 «Грунты. Метод лабораторного определения
максимальной плотности».
10. ГОСТ 5180-84 «Грунты. Метод лабораторного определения
физических характеристик».
11. ГОСТ 30416-96 «Грунты. Лабораторные испытания. Общие положения».
12. ГОСТ 12071-84 «Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов».
Коэффициент уплотнения (Ky) - отношение плотности (скелета) сухого грунта в конструктиве земляного полотна к стандартной максимальной плотности (скелета) сухого грунта, определяемой прибором Союздорнии (ГОСТ 22733-77).
Требуемый коэффициент уплотнения грунта (Kmp) -коэффициент уплотнения (доли стандартной плотности), предусмотренный в проекте работ или установленный в СНиП 2.05.02-85 для конкретного горизонта от верха покрытия.
Коэффициент относительного
уплотнения (K1) -отношение требуемой плотности (скелета) сухого грунта в насыпи
, установленной с учетом коэффициента уплотнения по табл. 22 СНиП 2.05.02-85, к его плотности, принятой при исчислении
объёмов грунта.
Ориентировочно K1 допускается принимать по табл. 14 обязательного прил. 2 СНиП 2.05.02-85.
Требуемый объем земляных работ (Vp1) - произведение проектного геометрического объема грунта в насыпи или в ином конструктивном элементе дорожной конструкции и значения коэффициента относительного уплотнения (K1)
Проектный геометрический объем грунта (V2)- объём грунта, определенный расчетом в проекте для соответствующего конструктивного элемента земляного полотна или подстилающего слоя дорожной одежды с уютом требуемого коэффициента уплотнения.
Средняя взвешенная плотность
сухого грунта в карьере (резерве) ![]()
- отношение суммы плотностей сухого грунта
отдельных слоев
, умноженных на мощность слоев (hi), к общей мощности слоев (
),
представленных в паспорте карьера.
Насыпная платность песка
- отношение массы песка, высушенного до
постоянной массы, к объему, засыпанному в стандартную емкость вместимостью 10 л
при естественной влажности (ГОСТ 8735-88).
|
Показатель |
Значение показателя для автомобиля марки |
||||||||
|
ММЗ -585 |
МАЗ-503, МАЗ-503Б |
КрАЗ 256Б |
КамаЗ 5511 |
Камаз с боковой погрузкой |
МАЗ 5516 |
МД 290, Магирус 380-30 |
Татра 815, 815С1 |
Volvo FH420 |
|
|
Грузоподъемность, т |
4,5 |
7 |
11* |
10 |
7 |
16,1 |
14,5 |
15,3 |
27 |
|
Вместимость, м3 |
3 |
3,8 |
6 |
7,2 |
7,9 |
11 |
14 |
9 |
17 |
|
Габариты кузова, мм |
|
||||||||
|
длина |
2595 |
3280 |
4585 |
4525 |
5000 |
4450 |
5400 |
4300 |
6500 |
|
ширина |
2210 |
2284 |
2430 |
2310 |
2320 |
2300 |
2650 |
2290 |
2500 |
|
высота |
650 |
676 |
650 |
816 |
635 |
1080 |
1200 |
970 |
1700 |
|
Тоже, самосвала, мм |
|
|
|||||||
|
длина |
5475 |
5970 |
8190 |
7140 |
7570 |
7530 |
8400 |
7190 |
9900 |
|
ширина |
2415 |
2600 |
2650 |
2500 |
2320 |
2500 |
2800 |
2500 |
2500 |
|
высота |
2510 |
2700 |
2780 |
2700 |
2900 |
3160 |
3530 |
2900 |
3200 |
|
Масса, кг |
4570 |
6750 |
1140 |
9000 |
8480 |
12400 |
15500 |
11300 |
16000 |
*) 12 - для работы в карьере
Определить потребный объем грунта о сосредоточенном резерве, расположенном, на расстоянии 4 км, дня устройства насыпи высотой до 6 м. Проектный объем грунта насыпи V2=1850 м3.
Исходные данные: грунт карьера-песок средний; плотность грунта, в карьере r=1,75 т/м3; естественная влажность Wест=8,2%; максимальная стандартная плотность rdmax=1,82 т/м3.
1. Объем грунта резерва для устройства насыпи следует определять по выражению
,
где К1 - коэффициент относительного уплотнения, определяемый отношением требуемой плотности (скелета) сухого грунта и насыпи к плотности (скелета) сухого фунта в карьере.
2. Требуемую плотность (скелета) сухого грунта в насыпи следует определять по формуле
,
где Ку - коэффициент уплотнения, определяемый по табл.22 СНиП 2.05.02-85 в зависимости от высоты земляного полотна (при высоте насыпи до 6 м Ку=0,95).
Отсюда
![]()
3.Коэффициент относительного уплотнении следует рассчитывать по выражению
![]()
где rd - плотность (скелета) сухого грунта в резерве:

Отсюда

и
.
4. Геометрический требуемый объем грунта в резерве составит:
.
5. Требуемый общий объем грунта резерва с учетом потерь при транспортировании равен
![]()
Вариант 2.
Определить требуемый объем грунта, исчисляемого в автомобилях-самосвалах для устройства подстилающего слоя. Проектный объем грунта подстилающего слоя V2=1,750 м3
Исходные данные: грунт из штабеля гидронамыва, песок мелкий; насыпная плотность rn=1450кг/м3; естественная влажность W=4,2%; максимальная стандартная плотность rdmax=1,78 т/м3.
1. Требуемый объем песка, исчисляемый в транспортных средствах, определяем как
.
2. Требуемую плотность (скелета) сухого грунта в подстилающем слое следует определять по формуле:
.
где Ky - коэффициент уплотнения, определяемый по табл. 22 СНиП 2.05.02-85; в зависимости от типа основания Ky = 0,98÷1,0.
Произведем расчет для Ky=1,0.
В этом случае
.
3. Насыпную плотность отгружаемого песка в сухом состоянии определяем по выражению:

Отсюда
.
4. Требуемый объём песка в разрыхленном состоянии в транспортных средствах составит:
![]()
Вариант 3.
Определить требуемый объем грунта, исчисляемого в
автомобилях-самосвалах, для устройства насыпи на горизонте ниже 6 м в зимний
период. Проектный объем фунта насыпи ![]()
Исходные данные:
грунт из штабеля гидронамыва - песок мелкий; насыпная плотность
; в сыпучемерзлом состоянии естественная влажность
; максимальная
стандартная плотность
.
1. Требуемый объем песка, исчисляемый в транспортных средствах, определяем по выражению
,
где K1 - коэффициент относительного уплотнения, определяемый отношением требуемой плотности (скелета) сухого грунта в насыпи, к величине насыпной плотности (скелета) сухого грунта в сыпучемерзлом состоянии.
2. Требуемую плотность (скелета) сухого грунта в насыпи следует определять по аналогии с предыдущими вариантами:
![]()
и при Ky=0,98 (см. табл. 22 СНиП 2.05.02-85)
![]()
3. Насыпную плотность отгружаемого песка в сухом состоянии определяем аналогично варианту 2:
.
В зимних условиях, когда песок отгружается в сыпучемерзлом состоянии, полученное значение насыпной плотности должно быть уменьшено с учетом увеличения объема песка на 10-12 %, т.е.
.
4. Отсюда фактическая величина коэффициента относительного уплотнения для зимних условий
![]()
5. Требуемый объём песка в транспортных средствах составит:
.
Дополнительные объемы песка, связанные с потерями на транспортирование, учитываются по аналогии с вариантом 1.
|
_________________________________________________________ |