www.DocNorma.Ru |
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
СОЮЗДОРНИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ МАЛОЩЕБЕНОЧНЫХ БЕТОНОВ
НА МЕЛКИХ ПЕСКАХ
ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
И АЭРОДРОМОВ
Москва 1987
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МАЛОЩЕБЕНОЧНЫХ БЕТОНОВ НА МЕЛКИХ ПЕСКАХ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ. Союздорнии. М., 1987.
Приведены требования к малощебеночным бетонным смесям на мелких природных песках и рекомендуемые составы бетона. Изложены особенности технологии укладки цементобетонных покрытий из такого бетона.
Табл. 2.
Снижение стоимости строительства цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов может быть достигнуто за счет применения малощебеночных бетонов на мелких песках. Применение таких бетонов наиболее целесообразно в тех случаях, если отсутствуют промышленные запасы щебня, крупного и среднего песка и если мелкие пески являются местным материалом.
Разработанные ранее «Методические рекомендации по применению малощебеночных бетонов для строительства бетонных покрытий» (Союздорнии. М., 1977) предусматривают применение природных и смешанных крупных и средних песков.
Настоящие Методические рекомендации разработаны на основе результатов исследований и опытного строительства цементобетонного покрытия из малощебеночного бетона с использованием мелкого песка из р. Иртыш.
Экономический эффект от применения малощебеночного бетона на мелком песке определяется экономией крупного заполнителя и соответствующим снижением транспортных расходов.
«Методические рекомендации по применению малощебеночных бетонов на мелких песках для строительства цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов» разработаны кандидатами технических наук В.И. Коршуновым, Ю.Г. Ланге, А.М. Шейниным и инж. М.Я. Якобсоном при участии канд. техн. наук Ю.Н. Высоцкого и инж. Г.Э. Бруга.
Замечания и предложения по данной работе просьба направлять по адресу: 143900, Московская обл., г. Балашиха-6, Союздорнии.
1.1. Настоящие Методические рекомендации предназначены для строительства покрытий из малощебеночного бетона на мелком песке комплектом машин ДС-100 и ДС-110 со скользящими формами при скорости бетонирования не более 2 м/мин. Возможно использование комплекта машин на рельсовом ходу при приготовлении бетонной смеси в смесителях принудительного действия.
При производстве работ следует руководствоваться, кроме положений настоящих Методических рекомендаций, указаниями СНиП 3.06.03-85, СНиП 3.06.06-86, «Инструкции по строительству цементобетонных покрытий автомобильных дорог» ВСН 139-80 (ВПТИтрансстрой. М., 1980) и «Руководства по организации и технологии строительства аэродромных цементобетонных покрытий» (Союздорнии. М., 1982).
1.2. Малощебеночные бетоны на мелких песках с содержанием щебня до 950 кг/м3 (коэффициент раздвижки 1,8 - 2,2) могут быть получены без увеличения расхода цемента. В малощебеночных бетонах с максимально уменьшенным (до 800 кг/м3) содержанием щебня (коэффициент раздвижки 2,8) перерасход цемента может составлять 5 - 10 %.
В общем случае расход цемента на 1 м3 бетона зависит от модуля крупности и зернового состава мелкого песка.
1.3. При приготовлении малощебеночной бетонной смеси на мелком песке следует применять комплексные химические добавки по ГОСТ 26633-85: пластифицирующую ЛСТ (СДБ) и воздухововлекающую (типа СНВ).
Взамен ЛСТ или в комплексе с ним рекомендуется применять суперпластификатор С-3 для максимального снижения водосодержания бетонной смеси согласно «Временным методическим рекомендациям по применению бетонов с добавкой суперпластификатора С-3 для транспортного строительства» (Минтрансстрой. М., 1985), а взамен СНВ - более технологичную добавку ППФ и для стабильного обеспечения требуемого воздухововлечения в соответствии с «Методическими рекомендациями по применению воздухововлекающей добавки ППФ в монолитном бетоне для покрытий автомобильных дорог и аэродромов» (Союздорнии. М., 1984).
Другие добавки аналогичного действия следует применять только по согласованию с Союздорнии.
1.4. Малощебеночные бетонные смеси на мелких песках имеют высокие воздухововлекающую и воздухоудерживающую способность, удобообрабатываемость (отделываемость), устойчивость кромок и боковых граней после прохождения скользящей формы, что обеспечивает высокое качество строительства покрытий.
1.5. Малощебеночные бетоны по сравнению с обычными обладают повышенной прочностью на растяжение при раскалывании и при изгибе и высокой морозостойкостью при действии хлористых солей, особенно при низких (до минус 50 °С) температурах замораживания.
1.6. Экономическая эффективность применения малощебеночных бетонов при устройстве цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов определяется снижением стоимости строительства за счет уменьшения содержания щебня в 1 м3 бетона и транспортных расходов с учетом возможного перерасхода цемента.
2.1. Зерновой состав и характеристики заполнителей должны соответствовать требованиям ГОСТ 10268-80 с изменением № 1.
2.2. Качество цемента должно соответствовать требованиям ГОСТ 10178-85; воды - ГОСТ 23732-79; химических добавок: ЛСТ (СДБ) - ОСТ 13-183-83, СНВ - ТУ 81-05-75-74, ППФ - ТУ ОП-13-03-109-82 с изменением № 1 Минлесбумпрома СССР, С-3 - ТУ 6-14-625 с изменением № 1 Минхимпрома, СВП (смола воздухововлекающая пековая) - ТУ 13-4000177-216-86.
3.1. Подвижность (по величине осадки стандартного конуса) равножестких бетонных смесей на мелком песке, как правило, ниже по сравнению со смесями на среднем и крупном песках. Поэтому основной характеристикой удобоукладываемости бетонной смеси на мелком песке является показатель жесткости, например, по техническому вискозиметру, в соответствии с ГОСТ 10181.1-81.
3.2. Показатели удобоукладываемости малощебеночной бетонной смеси на мелком песке на месте укладки в покрытие должны соответствовать приведенным в табл. 1.
Таблица 1
Способ укладки |
Подвижность, см, не более |
Жесткость, с, не менее |
Скользящие формы |
2 |
10 - 15 |
Рельс-формы |
1 |
15 - 20 |
При строительстве покрытий в скользящих формах следует ограничивать подвижность бетонной смеси, выпускаемой из смесителя, величиной осадки-конуса не более 4 см с учетом потери подвижности в процессе транспортирования.
3.3. Объем вовлеченного в бетонную смесь воздуха должен соответствовать ГОСТ 26633-85 (5 - 6 % на месте бетонирования) и определяться, как правило, компрессионным методом по ГОСТ 10181.3-81.
3.4. Воздухосодержание бетонной смеси, если оно определяется сразу после приготовления, должно назначаться выше требуемого на 1 - 3 % с учетом потерь вовлеченного воздуха при транспортировании до момента укладки в покрытие.
4.1. Рекомендуемые составы малощебеночного бетона на мелком песке в зависимости от марки бетона по прочности на растяжение при изгибе с морозостойкостью не менее 200 приведены в табл. 2.
Таблица 2
Номер состава |
Проектная марка бетона |
Содержание материала в 1 м3 бетонной смеси, кг |
В/Ц |
|||
воды |
цемента марки 400 |
щебня |
песка мелкого природного |
|||
1 |
45/350 |
155 - 175 |
380 - 400 |
800 - 1050 |
950 - 770 |
0,40 - 0,43 |
2 |
50/400 |
155 - 175 |
400 - 420 |
800 - 1050 |
950 - 770 |
0,36 - 0,43 |
3 |
55/400 |
160 - 170 |
410 - 430 |
800 - 1030 |
770 - 950 |
0,36 - 0,40 |
Примечание. Расход щебня от 800 до 950 кг/м3 рекомендуется для опытного применения по согласованию с Союздорнии.
В составе комплексной добавки дозировка ЛСТ (СДБ) должна составлять не менее 0,4 %, а СНВ (ППФ) - ориентировочно 0,02 - 0,05 % массы цемента. Содержание добавки С-3 в комплексе с воздухововлекающей добавкой принимается равным 0,8 - 1 % и 0,4 - 0,6 % - при использовании с ЛСТ, количество которой при этом может составлять 0,2 - 0,3 % массы цемента.
Дозировку воздухововлекающей добавки следует назначать по фактическому ее расходу в производственных условиях, который обеспечивает требуемое воздухововлечение на месте производства работ.
При получении цемента с другого завода-поставщика следует уточнять состав бетонной смеси, особенно дозировку пластифицирующей добавки.
5.1. Основные особенности технологии производства работ при применении бетонов на мелких песках приведены в «Методических рекомендациях по применению мелких и очень мелких песков в бетоне для строительства цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов» (Союздорнии. М., 1984) и «Методических рекомендациях по применению малощебеночных бетонов для строительства бетонных покрытий».
5.2. Если требуемое воздухововлечение в бетонную смесь не обеспечено, то необходимо изменять схему расположения лопастей в барабане бетоносмесителя типа СБ-109 согласно «Методическим рекомендациям по обеспечению воздухововлечения в бетонную смесь при строительстве цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов» (Союздорнии. М., 1983).
5.3. Для повышения эффекта воздухововлечения в бетонную смесь рекомендуется осуществлять предварительное увлажнение песка перед его подачей в бетоносмесительх). Увлажнять песок (например, поливкой водой) рекомендуется до влажности 8 - 12 %. При этом следует учитывать, что повышение влажности песка приводит к уменьшению расхода воды затворения, содержащей требуемое количество добавок. Чтобы обеспечить требуемое содержание химических добавок, необходимо заранее в оставшуюся воду затворения вводить такое же количество добавок, как и в случае использования сухого песка.
х) Авт. свид. № 1214622.
5.4. В связи с особенностями состава малощебеночного бетона при строительстве в сухую и жаркую погоду уход за свежеуложенным покрытием следует осуществлять с помощью нанесения пленкообразующего материала в два слоя.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Требования к материалам для приготовления бетонной смеси. 2 3. Требования к бетонной смеси и бетону. 3 |
_________________________________________________________ |