www.DocNorma.Ru |
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ СОЮЗДОРНИИ |
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА
ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ
ТОЛЩИНОЙ СВЫШЕ 30 см
В СКОЛЬЗЯЩИХ ФОРМАХ
Утверждены заместителем директора
Союздорнии кандидатом технических наук
Б. С. Марышевым
Одобрены Главдорстроем Минтрансстроя
(письмо № 5603/410 от 28.08.84 г.)
Москва 1985
Изложена технология строительства монолитных цементобетонных покрытий толщиной свыше 30 см в скользящих формах. Приведены особенности конструкции покрытия со специальным краевым армированием, обеспечивающие технологичность и требуемое качество строительства; подготовительные операции по изготовлению арматурных каркасов, их креплению, установке скользящих форм и глубинных вибраторов. Изложены отдельные положения по технике безопасности.
Применение бетоноукладчиков со скользящими формами для строительства монолитных цементобетонных покрытий затруднено из-за нестабильности устойчивости боковой грани и кромки бетонируемого покрытия, что объясняется малым временем нахождения бетонной смеси в скользящих формах (2 - 5 мин). Поэтому при бетонировании покрытия в скользящих формах особое внимание уделяется обеспечению требуемой геометрии покрытия, прежде всего, боковой грани и кромки.
Однако, несмотря на принимаемые меры по обеспечению устойчивости краевой части (регулировка кромкообразующего узла бетоноукладчика, направленное регулирование свойств бетонной смеси) на покрытии наблюдаются недопустимые деформации в виде оплывов боковой грани и кромки. Эти деформации развиваются в краевой зоне в пределах 25 - 30 см и увеличиваются с повышением толщины укладываемого слоя.
Указанные дефекты особенно недопустимы при строительстве в скользящих формах многополосных и, в частности, аэродромных покрытий, поскольку приводят к нарушению общей ровности покрытия, поверхностного водоотвода и возникновению отдельных разрушений бетона в зоне продольных швов. Для повышения качества покрытия толщину слоя бетона, укладываемого в скользящих формах, назначают не более 30 см, несмотря на то, что технические возможности бетоноукладчика позволяют укладывать слои толщиной до 42 см и более.
В целях обеспечения требуемого качества покрытия, бетонируемого в скользящих формах при толщине слоя свыше 30 см, снижения стоимости и сокращения сроков строительства, экономии дорожно-строительных материалов на основе проведенных исследований Союздорнии совместно с ГПИ НИИ ГА «Аэропроект» разработали техническое задание на конструкцию аэродромного цементобетонного покрытия толщиной свыше 30 см.
Задание основано на применении в конструкции покрытия специального краевого армирования в виде объемного арматурного каркаса.
Настоящие «Методические рекомендации по технологии строительства цементобетонных покрытий толщиной свыше 30 см в скользящих формах» разработаны на основе результатов опытного строительства и предназначены для использования строительными организациями при внедрении технологии строительства цементобетонных покрытий толщиной свыше 30 см в скользящих формах.
«Методические рекомендации» разработаны канд. техн. наук Р. А. Коганом, инж. О. Б. Гопиным при участии канд. техн. наук А. М. Шейнина.
1.1. Настоящие «Методические рекомендации» разработаны применительно к технологии строительства аэродромных (многополосных) цементобетонных покрытий толщиной свыше 30 см комплектом машин типа ДС-110 в скользящих формах.
1.2. Цементобетонные покрытия толщиной свыше 30 см для строительства в скользящих формах целесообразно устраивать со специальным краевым армированием, обеспечивающим деформативную устойчивость покрытия. При этом рекомендуется устраивать однослойное покрытие.
Изменение конструкции должно согласовываться с проектной организацией.
1.3. При строительстве цементобетонных покрытий толщиной свыше 30 см следует выполнять требования СНиП III-46-79, СНиП III-15-76 и руководствоваться положениями настоящих «Методических рекомендаций».
1.4. Состав бетонной смеси не отличается от рекомендуемого для использования при строительстве цементобетонных аэродромных (многополосных) покрытий в скользящих формах.
2.1. С целью обеспечить деформативную устойчивость цементобетонного покрытия толщиной свыше 30 см, устраиваемого в скользящих формах, в краевые части полос бетонирования следует вводить технологическое армированиеx).
x) Авт. свид. № 1023022.
Технологическое армирование в случае необходимости может быть совмещено с расчетным армированием для усиления края бетонной плиты в соответствии со СНиП II-47-80.
2.2. Технологическое армирование представляет собой объемный арматурный каркас (рис. 1) с продольно расположенными со стороны поверхности бетонной плиты и ее боковой грани арматурными стержнями, прикрепленными с определенным шагом к стойкам.
Рис. 1. Технологическое армирование для строительства покрытий толщиной свыше 30 см в скользящих формах:
1 - бетонная плита; 2 - арматурный каркас; 3 - основание дорожной одежды
Шаг между арматурными стержнями выбирается в зависимости от наибольшей крупности щебня, применяемого в составе бетонной смеси: для щебня фракции 40 мм шаг между арматурными стержнями назначают равным 70 мм. Диаметр арматурных стержней - 12 - 44 мм.
2.3. Стойки каркасов выполняются из арматурных стержней диаметром 14 мм в виде прямоугольных треугольников, гипотенуза которых образует с основанием угол примерно 40°.
Расстояние между стойками в каркасе должно быть не более 1 м.
2.4. Объемные арматурные каркасы должны быть жестко прикреплены к основанию, например с помощью штырей.
Положение арматурного каркаса в бетоне определяется минимально допускаемыми защитными слоями.
2.5. При строительстве аэродромных (многополосных) покрытий, в зависимости от принятой схемы бетонирования, объемные арматурные каркасы устанавливаются с двух сторон при устройстве маячной полосы и с одной - в полосе, примыкающей к ранее уложенной со стороны, противоположной примыканию (рис. 2).
Рис. 2. Схема многополосного покрытия, бетонируемого в скользящих формах:
1 - маячный (первый) ряд; 2, 3 - примыкающие ряды; 4 - основание дорожной одежды; 5 - объемный арматурный каркас
3.1. Изготовление арматурных каркасов целесообразно организовывать на полигоне вблизи объекта строительства.
3.2. Мощность полигона подбирают в зависимости от объема изготавливаемых каркасов.
Ориентировочный расход арматуры составляет 1,8 кг на 1 м2 площади покрытия при расположении каркасов с каждой стороны бетонируемой полосы.
3.3. Полигон должен быть оснащен кондуктором для изготовления каркасов, сварочным оборудованием, гибочным и отрезным станками. Кроме того, на нем должны быть навесы и рабочие зоны для хранения пучков арматуры, изготовления каркасов и их складирования.
3.4. Для изготовления каркасов рекомендуется использовать мерную арматуру длиной 7,34 м.
3.5. Перед изготовлением в кондукторе каркасов заготавливают необходимое количество стоек. С этой целью на отрезном станке нарезают заготовку мерной длины, наносят на нее разметку и изгибают на гибочном станке, затем сваривают концы арматуры.
3.6. Кондуктор для изготовления каркасов может представлять собой раму, например из уголков с поперечными внутренними уголками, расположенными на расстоянии друг от друга, равном шагу стоек в каркасе. В поперечных уголках нарезают пазы для установки арматурного стержня в соответствии с конструкцией каркаса. Высота паза должна соответствовать 1/2 диаметра стержня.
3.7. Изготовление каркаса в кондукторе рекомендуется производить в такой последовательности:
складывают продольные арматурные стержни;
устанавливают строго вертикально стойки вперед до продольного упора;
приваривают стойки к продольным стержням, расположенным в конструкции, например, со стороны поверхности покрытия;
перекантовывают стойки с приваренными стержнями через упор и приваривают к стойкам продольные стержни со стороны боковой грани.
Время изготовления одного каркаса - 15 - 17 мин.
3.8. Отклонения сварных каркасов по длине не должно превышать 20 мм, по ширине и высоте 10 мм, между стержнями 5 мм, прямолинейности - 10 мм.
3.9. Готовые каркасы складируют; по мере необходимости их транспортируют к месту укладки и раскладывают вдоль полосы бетонирования.
3.10. Для исключения недопустимых деформаций арматурных каркасов при их складировании, погрузке транспортировании и разгрузке грузоподъемные средства следует оснастить траверсой.
3.11. Крепление арматурных каркасов к основанию должно обеспечивать их проектное положение в процессе бетонирования. Для этого целесообразно крепить каркасы сваркой к штырям, заранее вбитым в основание после чистовой профилировки до набора им прочности. Линия забивки штырей в основание устанавливается теодолитом.
3.12. На бетоноукладчик навешивают скользящие формы в соответствии с толщиной слоя бетона (высота) форм на 10 - 15 мм меньше толщины проектного слоя бетона).
Разработчик чертежей скользящих форм высотой более 30 см - ПКБ Главстроймеханизации Минтрансстроя (проект 5733).
3.13. Для обеспечения заданного положения скользящих форм в процессе бетонирования рекомендуется изготовить дополнительный упор в нижнюю часть форм (рис. 3).
Рис. 3. Схема дополнительного упора в нижнюю часть скользящих форм:
1 - скользящая форма; 2 - боковая рама укладочного оборудования; 3 - гидроцилиндр; 4 - кронштейн подвески; 5 - тяга
3.14. До начала бетонирования на бетоноукладчике необходимо отрегулировать положение глубинных вибраторов, установив их по высоте в середине слоя бетона. Крайние вибраторы должны быть закреплены на расстоянии до каркаса 5 - 7 см.
4.1. На основание с помощью теодолита и нивелира устанавливают каркасы на длину сменной захватки.
В местах расположения деформационных швов между каркасами следует оставлять разрыв.
4.2. После установки каркасов в проектное положение их приваривают к штырям и сваривают отдельные звенья.
4.3. Перед бетонированием необходимо тщательно проверить установку копирной струны - базы, от которой будет работать автоматическая система бетоноукладчика.
4.4. Разгрузку бетонной смеси из автомобилей - самосвалов рекомендуется производить фронтально перед бетоноукладчиком.
4.5. Бетоноукладчиком, движущимся со скоростью 1 - 1,5 м/мин, производят бетонирование полосы. При этом подвижность бетонной смеси по осадке стандартного конуса должна быть в пределах 1 - 3 см.
4.6. Отделку поверхности бетона и уход за покрытием производят соответственно машинами ДС-104 и ДС-105.
4.7. Деформационные швы на требуемую глубину покрытия следует нарезать в затвердевшем бетоне нарезчиком ДС-133 с алмазным отрезным кругом диаметром 400 мм.
5.1. Станки для гибки и резки арматурных стержней во избежание несчастных случаев необходимо устанавливать на надежное основание.
5.2. До пуска станков следует проверить исправность заземления, пусковых и тормозных устройств, а также наличие защитных ограждений.
Запрещается производить работы по настройке станков при включенном электродвигателе.
5.3. При гибке арматурных стержней на станках с механическим приводом необходимо перед закладкой стержней останавливать диск.
5.4. При работе на гибочных ручных станках запрещается удлинять рычаги станков.
5.5. Вдоль линии расположения каркасов следует устанавливать ограждения.
5.6. При работе с грузоподъемными устройствами следует выполнять соответствующие требования техники безопасности по СНиП III-4-80.
Заменяемая конструкция
- армобетон М350, h = 26 см
- рубероид два слоя
- цементобетон М350, h = 26 см
- рубероид один слой
- грунтоцемент, h = 15 см
- ПГС, обработанная цементом М400, h = 20
Новая конструкция
- цементобетон М350, h = 40 см
- арматурный каркас
- рубероид один слой
- грунтоцемент, h = 22 см
- ПГС, обработанная цементом М400, h = 24 см
Экономия на 1000 м2: металла 7,7 т, цемента - 22 т.
Снижение трудозатрат на 40 %
СОДЕРЖАНИЕ
_________________________________________________________ |