МИНИСТЕРСТВО
ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА 
(РОСАВТОДОР)
ЦЕНТР 
ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ЭКОНОМИЧЕСКИХ 
МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ 
(ЦЕНТРОРГТРУД)
СБОРНИК
КАРТ 
ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ НА РЕМОНТ И 
СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
(ВЫПУСК 3)
ОЧИСТКА
ОБОЧИН ДОРОГИ ОТ СНЕГА 
И СНЕЖНЫХ ВАЛОВ АВТОГРЕЙДЕРОМ ДЗ-40А
КТП-3.05-2001
Москва, 2001 г.
Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на ремонте и содержании автомобильных дорог.
Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.
Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.
Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А. И. Анашко, Е. В. Купцовой, Т. В. Страховой.
| Очистка обочин дороги от снега и снежных валов автогрейдером ДЗ-40А | Разработана ГП Центроргтруд Росавтодора | |
| КТП-3.05-2001 (ТН I-XV-92-1-89) | Взамен КТ-2.05.88 | 
1.1. Карта предназначена для рациональной организации труда машиниста автогрейдера, занятого очисткой обочин от снега и снежных валов.
1.2. Показатели производительности труда:
| Наименование показателей | Единица измерения | Величина показателей | ||
| по ТНиР | по карте | |||
| 1. | Выработка на 1 чел.-день | км прохода | 72,73 | 76,19 | 
| 2. | Затраты труда на 1 км прохода очистки обочин от снега и снежных валов | чел.-час | 0,11 | 0,105 | 
Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %.
Использование методов и приемов труда, рекомендованных картой, позволит повысить выработку до 5 %.
2.1. Очистку обочин дороги от снега и снежных валов необходимо производить в светлое время суток.
2.2. До начала производства работ автогрейдер должен быть перемещен от места ночной стоянки к месту производства работ.
2.3. Автогрейдер начинает движение от кромки проезжей части, сдвигая снег за пределы обочин. Образовавшийся снежный вал разравнивается бульдозером или убирается с помощью роторного снегоочистителя.
Толщина снежного покрова не превышает 0,6 м.
Скорость движения автогрейдера до 20 км/час.
2.4. Очистка обочин дороги от снега и снежных валов производится с разворотом в конце участка (длина участка 1 км, ширина обочины 2,5 м).
2.5. К работам допускаются водители, прошедшие инструктаж по технике безопасности.
2.6. Работающих на зимнем содержании дорог необходимо обеспечить помещением для обогрева, отдыха, приема пищи и сушками для одежды и обуви.
3.1. Исполнители.
1. Машинист автогрейдера 5 разряд (М1) 1
3.2. Машины, оборудование, инструменты, приспособления, инвентарь.
| Наименование | Кол-во | |
| 1 | 2 | 3 | 
1. Автогрейдер ДЗ-40А 1
3.3. Спецодежда и спецобувь.
1. Комбинезон хлопчатобумажный 1
2 Рукавицы комбинированные двупалые 1 пара
3. Куртка на утепляющей прокладке (по поясам) 1
4. Брюки на утепляющей прокладке (по поясам) 1
5. Валенки (особый и IV пояс) 1 пара
6. Валенки (III пояс) дежурные
3.4. Потребность в материалах: топливо дизельное, расход 9,4 л/час.
4.1. Работы по очистке обочин дороги от снега и снежных валов с применением автогрейдера ДЗ-40А производятся в следующей технологической последовательности:
- приведение агрегата в рабочее положение;
- очистка обочин дорог от снега;
- подъем и опускание отвала;
- развороты в конце участка.
4.2. Схема организации рабочего места
1- автогрейдер ДЗ-40А, 2 - снежный вал.
4.3. График трудового процесса
Примечание: График составлен на один проход автогрейдера при очистке 1 км обочины.
| Наименование операций | Характеристика приемов труда | |
| 1 | 2 | 3 | 
| 1. | Приведение агрегата в рабочее положение | М1 - запускает двигатель, устанавливает отвал в рабочее положение. | 
| 2. | Очистка обочин от снега | В процессе очистки обочин, меняется угол захвата, рабочая скорость до 20 км/час. | 
| Подъем и опускание отвала | М1 - во время очистки обочины, регулирует положение отвала в зависимости от толщины снежного покрова. | |
| 3. | Развороты в конце участка | Достигнув конца участка М1 поднимает отвал в транспортное положение и производит разворот. | 
Содержание
| 1. Область и эффективность применения карты.. 1 2. Подготовка и условия выполнения процессов. 2 3. Исполнители, предметы и орудия труда. 2 | 
| 
  _________________________________________________________ |