www.DocNorma.Ru |
СССР
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГЛАВТРАНСПРОЕКТ
СОЮЗДОРПРОЕКТ
РЕКОМЕНДАЦИИ
по
применению аэрометодов при изысканиях автомобильных
дорог
г. Москва
1983г.
1.1. Применением аэрометодов достигается наглядное и более полное представление о районе изысканий, снижение трудоемкости инженерных изысканий и сокращение сроков их производства.
1.2. В основу технологии применения аэрометодов положен принцип выноса трассы автомобильной дороги в натуру лишь на заключительной стадии проектирования. При этом за базис выноса принимается теодолитный ход, проложенный для обоснования аэрофотосъемки, а данные для разработки обосновывающих материалов в составления проекта получают по стереомодели местности и карте инженерно-геологического районирования, составленных в результате обработки и дешифрирования материалов аэрофотосъемки.
1.3. Топографо-геодезические работы сводятся к наземному обоснованию аэрофотосъемки. Инженерные изыскания выполняются лишь на участках не охваченных аэрофотосъемкой.
1.4. Инженерно-геологические изыскания сводятся к дешифрированию аэрофотоснимков с составлением карты инженерно-геологического районирования, выявлению месторождений грунтов и строительных материалов и частично полевого обследования трассы дороги и месторождений на стадии проекта.
1.5. Аэрофотосъемку необходимо производить с учетом использования ее материалов как при разработке обосновывающих материалов, так и при последующем проектировании.
1.6. Аэрофотосъемка производится в следующих масштабах:
1:5000 - 1:25000 для создания инженерно-геологической карты, схемы полосы варьирования трассы дороги и мест размещения дорожных объектов;
1:5000 - 1:10000 для рисовки крупномасштабных планов.
1.7. Для камерального трассирования следует предусматривать создание топографических планов следующих масштабов:
1:10000- для равнинного рельефа;
1:5000 - для пересеченного рельефа;
1:2000 -для горной местности.
Для проектирования отдельных дорожных объектов, в зависимости от их сложности, следует создавать планы масштаба 1:2000 или 1:1000.
1.8. Обоснование аэрофотосъемки может производиться по одному из вариантов:
I вариант - наземное обоснование /маркировка/ выполняется до залетов;
II вариант - наземное обоснование после залетов;
Ш вариант - привязка аэрофотосъемки производится камерально по картографическому материалу.
1.9. Применение аэрометодов следует предусматривать и при изысканиях мостовых переходов, учитывая, что данные о топографии и качественные гидрологические элементы можно получить аналогично изысканиям дорог. Для получения количественных гидрологических характеристик необходимо руководстваватъся “Техническими указаниями по применению аэрометодов на изысканиях мостовых переходов” ВСН 37-67.
1.10. При изысканиях с применением аэрометодов можно условно выделить три периода - подготовительный, полевой и камеральный.
В подготовительный период производят:
- оформление разрешения на аэрофотосъемку в Генштабе Вооруженных сил СССР /ГШВС СССР/;
- сбор фондовых, литературных и специализированных материалов, характеризующих особенности природных факторов района /климат, рельеф, геологическое строение, гидрологические и гидрогеологические условия, физико-геологические процессы, обеспеченность строительными материалами/, изучение и анализ материалов предыдущих исследований;
- уточнение общего направления дороги, определенного генеральной схемой развития дорожной сети;
- заказ и получение картографического материала;
- составление схематической карты инженерно-геологических условий зоны варьирования;
- проработку по топографическим и инженерно-геологическим картам рекомендуемой трассы и конкурирующих вариантов;
- предварительное согласование рекомендуемой трассы и конкурирующих вариантов с органами Министерства обороны, с Исполкомами краевых и областных Советов, с территориальными геологическими управлениями Министерства геологии, территориальными проектными организациями;
- составление проекта маршрутной аэрофотосъемки зон варьирования
- заказ аэрофотосъемки;
- получение и обработка материалов аэрофотосъемки;
- инженерно-геологическое дешифрирование аэрофотоснимков и составление предварительной схематичной инженерно-геологической карты, в масштабе аэрофотосъемки, с нанесением выявленных при дешифрировании литологических границ, зон тектонических нарушений, выделением малоизученных участков, на которые недостает фондовой информации, а также перспективных участков для поисков дорожно-строителъных материалов;
- проектирование трассы по фотосхеме, составленной в масштабе залета, стереомодели местности и предварительной инженерно-геологической карте;
- составление проекта привязки аэрофотоснимков на местности, который включает выбор мест расположения опознаков и установление рациональных способов их геодезического определения;
- составление программы инженерных изысканий.
В полевой период выполняются следующие работы: наземная планово-высотная привязка аэрофотосъемки, которая включает:
а/ опознавание по точкам магистрального хода;
б/ проложение через опознавательные знаки, вблизи от трассы, теодолитного хода повышенной точности опирающегося на пункты Государственной геодезической сети, с закреплением точек хода временными знаками, т.к. он является основой для выноса трассы на местность при разработке рабочей документации;
в/ опознавание и контроль опознавания по боковым ходам /по привязкам/ с частотой 4 - 8 базисов фотографирования;
г/ линейно-угловые измерения по ходам привязки; выявление коммуникаций и других объектов, подлежащих переустройству или сносу в связи со строительством дороги;
инженерно-геологическое обследование эталонных участков и мест индивидуального проектирования земляного полотна с применением горно-проходческих работ, геофизических методов и мелкого бурения;
поиски и предварительная разведка месторождений грунтов и строительных материалов.
Согласование с соответствующими органами и организациями намечаемых решений по выбранной трассе /площадке/ в части места расположения и размеров занимаемых земель. Участие совместно с заказчиком в составлении акта выбора трассы /площадки/ для строительства.
В камеральный период производится обработка материалов, в результате которой представляются:
фотосхема в масштабе залета, с нанесёнными вариантами трассы;
планы и профили эталонных участков, составленные по аэрофотоснимкам;
сводка объектов подлежащих переустройству и сносу; карта инженерно-геологического районирования в масштабе залетов, которая сопровождается:
а/ таблицей с характеристикой выделенных однотипных районов по геологическому строению, геоморфологии, рельефу, гидрогеологическим условиям, современным физико-геологическим процессам, данным о месторождениях строительных материалов и резервах грунта;
б/ сводной геологической колонкой по каждому району;
схема расположения и ведомость месторождений грунтов и строительных материалов;
пояснительная записка с описанием природных условий, вариантов трассы, подъездов, местных строительных материалов, транспортной и другой характеристикой района изысканий.
В состав работ подготовительного периода входят:
- изучение обосновывающих материалов;
- составление расчетных продольных и поперечных профилей, чему предшествует следующий комплекс работ:
а/ наблюдение на стереокомпараторе с автоматической регистрацией измеренных фотограмметрических координат необходимых точек /метки, связующие, опознаки, точки по направлению трассы и по поперечникам/ на магнитную ленту;
б/ сгущение геодезической сети;
в/ формирование цифровой модели местности /ЦММ/ по заданному направлению;
г/ построение на графопостроителе по ЦММ, введенной в память ЭВМ, эскизных вариантов трассы, продольного и поперечных профилей;
д/ рассмотрение возможности улучшения продольного профиля на отдельных участках трассы путем поперечного смещения;
е/ проектирование профилей с помощью ЭВМ, сравнение вариантов и выбор наиболее экономичного;
ж/ вычерчивание на графопостроителе расчетных продольных и поперечных профилей.
- геометрический расчет принятого варианта трассы, расчет координат трассы относительно теодолитного хода /проложенного при привязке аэрофотосъемки/ для выноса трассы на местность при составлении рабочей документации;
- составление программы инженерных изысканий.
В полевой период подлежат выполнению следующие работы:
- визуальное обследование трассы с уточнением сложных участков и мест расположения искусственных сооружений;
- съемка пересекаемых трассой коммуникаций;
- полный комплекс инженерных изысканий участков, не попавших в полосу аэрофотосъемки;
- фототеодолитная съемка сложных, в отношении производства тахеометрической съемки, мест;
- наземное обоснование аэрофотосъемки на оставшемся участке трассы;
- инженерно-геологическое обследование трассы дороги по фотосхеме с нанесенной трассой и разбитым пикетажом, включающее следующие виды работ:
а/ детальное обследование мест индивидуального проектирования земляного полотна, мостовых переходов и путепроводов;
б/ обследование трассы, мест устройства малых искусственных сооружений, месторождений грунта и строительных материалов /с сокращением объема буровых работ на основе максимального использования информации, полученной при камеральном и полевом дешифрировании аэрофотоснимков/;
- проведение полного комплекса согласований.
В камеральный период производится обработка полевых материалов, в результате которой представляются следующие материалы:
- планы трассы и виды фотосхем, на которых кроме элементов предусмотренных эталоном, нанесен теодолитный ход - обоснование аэрофотосъемки и координаты точек трассы относительно этого хода;
- продольные профили с уточненными в процессе полевых работ инженерно-геологическими данными и нанесенными искусственными сооружениями;
- поперечные профили;
- планы отдельных мест, вычерченные на стереоприборах;
- чертежи пересекаемых коммуникаций;
- сводка объектов, подлежащих переустройству или сносу;
- карта инженерно-геологических условий в масштабе фотосхемы, уточненная по полевым обследованиям, на которой показаны литологические границы, состав пород, особенности их состояния, уровня грунтовых вод, физико-геологические процессы;
- инженерно-геологические паспорта мест индивидуального проектирования земляного полотна, мостовых переходов, путепроводов, площадок гражданских сооружений, месторождений грунта, песка, гравия и камня;
- схемы расположения и ведомость месторождений строительных материалов и грунтов для отсылки земляного полотна;
- данные анализов и испытаний грунтов;
- данные, анализов испытаний строительных материалов;
- ведомость участков с неблагоприятными инженерно-геологическими условиями;
- пояснительная записка.
Главный инженер Союздорпроекта |
В. Р. Силков |
Начальник технического отдела |
К. М. Ротштейн |
Исполнитель, начальник экспедиции дорожного отдела |
В. В. Слободенюк |
_________________________________________________________ |