www.DocNorma.Ru |
|
СТАНДАРТ СЭВ |
СТ СЭВ 5497-86 |
СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ |
ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ Определение несущей способности дорожных конструкций и их конструктивных слоев установкой динамического нагружения (УДН) |
|
|
|
Группа Ж81 |
Настоящий стандарт СЭВ распространяется на нежесткие дорожные конструкции и их конструктивные слои и устанавливает метод испытания несущей способности установкой динамического нагружения (УДН).
Настоящий стандарт СЭВ не распространяется на дорожные конструкции с покрытием из цементобетона.
Метод заключается в определении величин модуля упругости и радиуса кривизны упругой линии на поверхности испытываемого слоя по амплитудам деформации, полученным от действия ударной силы через круглый, жесткий штамп.
Величина и время действия ударной силы соответствуют проходу колеса с нагрузкой 50 kN и скоростью 60 km/h.
2.1. Метод применяется для определения несущей способности дорожных конструкций в случаях:
I - на поверхности существующего покрытия проезжей части или на верхнем несущем слое;
II - на нижнем несущем слое, грунтовом основании и подстилающем грунте.
Утвержден Постоянной Комиссией по сотрудничеству в области стандартизации Светозарево, июнь 1986 г. |
2.2. Время действия ударной силы (нагрузки) определяется на основе общей зависимости согласно черт. 1.
3.1. Основные параметры установки динамического нагружения (УДН), состоящей из нагружаемого штампа, направляющей рамы с креплением и падающего груза, должны соответствовать приведенным в табл.1.
Случай |
Время действия падающего груза, s |
Размеры нагружаемого штампастальной плиты с отверстием диаметром 70 mm в центре |
|
|
|
диаметр, mm |
толщина, mm |
I |
От 0,022 до 0,025 |
340 |
35 |
II |
» 0,090 » 0,110 |
500 |
25 |
3.2. Измерительное техническое оборудование состоит из:
1) регистрирующих устройств - электрических приборов для измерения и регистрации ударной силы F и амплитуд деформации w0, w1;
2) приспособления для закреплений электрических регистрирующих устройств.
Примечание. В случае II амплитуду деформации w0 можно измерять и регистрировать механическим прибором (индикатором).
3.3. Перед использованием установки динамического нагружения следует проводить калибровку на испытательном стенде не менее чем один раз в год.
4.1. Калибровка УДН с достаточной для практических целой точностью производится на испытательном стенде.
4.2. Испытательный стенд представляет собой фундаментный блок из бетона массой ³2000 kg с примерными размерами 1100´1100´1000 mm.
Поверхность блока соединена с примыкающей площадью в одном уровне. В середине поверхности оставляют отверстие, величину которого определяют размером помещаемой в него мессдозы (предельно допускаемая нагрузка ³100 kN).
4.3. Возникающая ударная сила одновременно с регистрацией мессдозы на испытательном стенде фиксируется мессдозой на самой УДН. Если показания мессдоз расходятся более чем на 5 %, калибровку необходимо повторить.
4.4. При проведении калибровки УДН помещают на мессдозу испытательного стенда. Прибор должен стоять перпендикулярно поверхности. Калибровка состоит в том, чтобы путем изменения высоты падения, массы падающего груза и (или) жесткости амортизирующих элементов определить диапазон нагрузки, необходимой для получения заданного контактного напряжения и времени действия нагрузки.
4.5. Допускается использовать для калибровки УДН стенды, в которых учитывается жесткость испытываемой системы.
5.1. Определяют срок проведения испытаний, исходя из цели испытания и в зависимости от погодных условий, влажности земляного полотна и прочности дорожной конструкции и ее слоев.
Испытания дорожных конструкций со слоями из материалов, содержащих битум, целесообразно проводить при температуре от 5 до 15 °С.
5.2. Определяют контактное напряжение в соответствии с табл. 2.
Случай |
Поверхность испытания |
Диаметр плиты d, mm |
Контактное напряжение*) s, N/mm2 |
I |
Поверхностный слой |
340 |
0,60 |
|
Верхний несущий слой |
340 |
0,45 |
II |
Нижний несущий слой |
500 |
0,20 |
|
Грунтовое основание |
500 |
0,10 |
|
Подстилающий грунт |
500 |
0,10 |
_____________
* Заданное контактное напряжение должно соблюдаться с отклонением не более ±10 %.
5.3. Очищают поверхность слоя на месте испытания и обеспечивают возможно более полное прилегание штампа. При проведении массовых испытании особых мер для обеспечения плотного прилегания штампа к поверхности испытываемого слоя не принимают.
Точность обеспечивается за счет большого числа испытаний. При разовых испытаниях плотность прилегания обеспечивается притиркой штампа к поверхности испытываемого слоя с заполнением пустот под штампом гипсовым тестом или одноразмерным мелким песком.
5.4. Размещают и производят монтаж УДН на месте испытания согласно инструкции изготовителя прибора, а также размещают и тарируют электрические измерительные и регистрирующие устройства.
6.1. Испытания в случае I проводят со штампом диаметром 340 mm в следующем порядке:
1) устанавливают высоту падения для получения контактного напряжения по табл. 2;
2) дважды нагружают и определяют w0, w1 и ударную силу F. Если результаты двух измерений отличаются друг от друга более чем на 20 % (относительно меньшего значения), то проводят дальнейшее нагружение;
3) выборочно контролируют соблюдение времени действия нагрузки, например в начале и конце каждой серии измерений при приближенно одинаковых условиях и (или) при отдельных очень высоких значениях прогиба. Если требования п. 3.1 не соблюдены, то на основе калибровочных значений необходимо изменить высоту падения, массу падающего груза и (или) жесткость амортизирующих элементов.
6.2. Испытания в случае II проводят со штампом диаметром 500 mm в следующем порядке:
1) устанавливают высоту падения для получения контактного напряжения по табл. 2;
2) нагружают и определяют w0 и F:
предварительное нагружение - однократное без измерения;
испытательное нагружение - трехкратное.
Примечания:
1. При пользовании электрическим прибором для измерения деформации и регистрация ударной силы действителен порядок, приведенный в п. 6.1, однако без учета w1.
2. При пользовании механическим прибором деформация (w0) измеряется при нагружении по схеме, приведенной на черт. 2.
1 -точка измерения при первом нагружении;
2 -точка измерения при втором нагружении;
3 -точки измерения при третьем нагружении.
3) выборочно контролируют соблюдение времени действия нагрузки, например, в начале и в конце каждой серии измерений при приближенно одинаковых условиях и (или) при отдельных очень высоких значениях прогиба.
Примечание. Если требования по п. 3.1 не соблюдены, то на основе калибровочных значении необходимо изменить высоту падения, массу падающего груза и (или) жесткость амортизирующих элементов.
7.1. Для полученных в результате испытаний отдельных значений в данной (i-й) точке измерения определяют:
1) среднее значение ударной силы, действующей на нагружаемый штамп (Fi), в ньютонах, округленное до 1 N;
2) среднее значение амплитуды упругой деформации нагруженной поверхности по оси нагрузки (W0i) и амплитуды упругой деформации на расстоянии а от оси нагрузки (W1i), выраженной в миллиметрах, округленное до 0,01 mm;
3) значение контактного напряжения (si) в ньютонах на квадратный миллиметр, округленное до 0,01 N/mm2, по формуле
(1)
где F -ударная сила, N;
d -диаметр нагружаемого штампа, mm;
4) значение модуля упругости (), в ньютонах на квадратный миллиметр, округленное до 1 N/mm2, вычисляют по формуле
(2)
где W0i -амплитуда упругой деформации нагруженной поверхности по оси нагрузки, mm;
m -коэффициент Пуассона, принимаемый для грунтов равным 0,35, для дорожных конструкций -0,3;
5) значение радиуса кривизны упругой линии на поверхности связанного слоя (Rd), выраженное в миллиметрах, округленное до 103 mm, по формуле
(3)
или при a = 225 mm
(4)
где а -расстояние между осью нагрузки и точкой измерения амплитуды деформации W1, mm;
W1i -амплитуда упругой деформации на расстоянии а от оси нагрузки, mm.
7.2. Нормативные значения определяют для участков дорог с амплитудой деформации, измеренной по оси нагрузки одинакового порядка, на основе общих зависимостей согласно СТ СЭВ 3404-81 доверительной вероятностью 95 %:
1) значение амплитуды упругой деформации нагруженной поверхности по оси нагрузки (W0/95), выраженной в миллиметрах, округленное до 0,01 mm, по формуле
(5)
где -среднее арифметическое значений W0i, определенных в n точках измерения, mm (порядковый номер места измерения i = 1, 2, 3, ..., n-, n);
t -значение коэффициента Стьюдента для доверительной вероятности 95 %;
-стандартное отклонение величины W0i от среднего значения ;
2) значение модуля упругости (Evd/95), выраженного в ньютонах на квадратный метр, округленное до 1 N/mm2, по формуле
(6)
где -среднее арифметическое значений определенных в n точках измерения, N/mm2 (порядковый номер места измерения, i = 1, 2, 3, ..., п-, п);
-стандартное отклонение величины от среднего значения Еvd, N/mm2;
3) значение радиуса кривизны (Rd/95), выраженного в миллиметрах, округленное до 103 mm, по формуле
(7)
где -среднее арифметическое значений , определенных в п точках измерения, 103 mm; (порядковый номер места измерения i = 1, 2, 3, ..., п-, п);
-стандартное отклонение величины от среднего значения , 103 mm.
W0 -амплитуда упругой деформации нагруженной поверхности по оси нагрузки, mm;
W1 -амплитуда упругой деформации на расстоянии а от оси нагрузки, mm;
Evd -модуль упругости, определенный по амплитуде деформации w0, N/mm2;
Rd -радиус кривизны упругой линии на поверхности связанного слоя, определенный по амплитудам деформации w0 и w1, 103 mm;
F -ударная сила, действующая на нагружаемый штамп УДН, N;
s -контактное напряжение, возникающее на поверхности испытываемой конструкции от действия ударной силы F по нагружаемым штампам, N/mm2;
d -диаметр нагружаемого штампа, mm;
а -расстояние между осью нагрузки и точкой измерения амплитуды деформации w1;
а = const = 225 mm;
i -обозначение порядкового номера измерения;
-среднее арифметическое значение величины ;
-среднее арифметическое значение величины si;
-среднее арифметическое значение величины ;
-стандартное отклонение величины , от среднего значения ;
-стандартное отклонение величины от среднего значения ;
-стандартное отклонение величины от среднего значения ;
t -значение коэффициента Стьюдента для заданного уровня статистической надежности;
W0/95 -нормативная для участка дороги амплитуда деформации w0 со статистической надежностью 95 %;
Evd/95 -нормативный для участка дороги модуль упругости со статистической надежностью 95 %;
Rd/95 -нормативный для участка дороги радиус кривизны со статистической надежностью 95 %.
Ключевые слова/дескрипторы: дороги автомобильные, методы испытаний, конструкции дорожные, способности пасущие, установка динамического нагружения (УДН), модуль упругости.
_____________
* Дескрипторы тезауруса СЭВ по стандартизации выделены полужирным шрифтом.
1. Автор -делегация ГДР в Постоянной Комиссии по сотрудничеству в области транспорта.
2. Тема -23.800.09-3.
3. Стандарт СЭВ утвержден на 60-м заседании ПКС.
4. Сроки начала применения стандарта СЭВ:
|
Сроки начала применения стандарта СЭВ |
|
Страны -члены СЭВ |
в договорно-правовых отношениях по экономическому и научно-техническому сотрудничеству |
в народном хозяйстве |
НРБ |
Июль 1988 г. |
Июль 1988 г. |
ВНР |
|
|
СРВ |
|
|
ГДР |
Январь 1987 г. |
Июль 1987 г. |
Республика Куба |
|
|
МНР |
|
|
ПНР |
- |
- |
СРР |
- |
- |
СССР |
Июль 1987 г. |
Июль 1987 г. |
ЧССР |
Январь 1989 г. |
Январь 1989 г. |
5. Срок проверки -1991 г.
Содержание
3. ИСПЫТАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. 1 5. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ... 2 ОБОЗНАЧЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ В СТАНДАРТЕ. 3 ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ/ДЕСКРИПТОРОВ*. 4
|
_________________________________________________________ |