www.DocNorma.Ru |
РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ
Документы, регламентирующие деятельность
надзора за охраной недр и геолого-маркшейдерскому контролю
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
о порядке согласования заданий на проектирование
и проектов на строительство и реконструкцию
предприятий по добыче полезных ископаемых и
переработке минерального сырья (в части охраны недр)
РД 07-79-94
Дата введения 1994-12-01
РАЗРАБОТАНО И ВНЕСЕНО Управлением по надзору за охраной недр и геолого-маркшейдерскому контролю
УТВЕРЖДЕНО коллегией Госгортехнадзора России 9 ноября 1994 года постановлением № 10
Настоящие Методические указания о порядке согласования заданий на проектирование и проектов на строительство и реконструкцию предприятий по добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья (в части охраны недр) подготовлены на основании требований Закона Российской Федерации "О недрах", Положения о порядке лицензирования пользования недрами, Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России, а также стандартов, норм и правил в области строительства, утвержденных Госстроем России, и предназначены для использования в работе органов Госгортехнадзора России.
При проектировании предприятий по добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья или их реконструкции задаются основные экономические показатели, технические и технологические решения, которые в конечном счете определяют по каждому конкретному руднику, карьеру, шахте, разрезу, обогатительной фабрике и т.д. уровень рационального, комплексного использования полезных ископаемых и охраны недр, а также безопасности ведения горных работ на длительную перспективу и охрану окружающей среды.
Поэтому согласование заданий на проектирование и проектов на строительство и реконструкцию является одним из важнейших элементов государственного регулирования и надзора, осуществляемых органами Госгортехнадзора России в области соблюдения требований и обязанностей по охране недр при добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья. Согласование заданий на проектирование и проектов на строительство и реконструкцию предприятий по добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья должно быть направлено на решение следующих задач:
размещение промышленных площадок, как правило, вне площадей залегания полезных ископаемых, либо на участках некондиционных или пониженного качества полезных ископаемых, подтвержденное территориальными геологическими органами;
недопущение порчи разрабатываемых и соседних с ними месторождений полезных ископаемых;
полноту извлечения из недр разведанных запасов полезных ископаемых, утвержденных или прошедших государственную экспертизу в установленном порядке;
рациональное использование вскрышных и вмещающих пород и отходов переработки полезных ископаемых, а также правильное их размещение;
комплексное извлечение полезных компонентов при переработке минерального сырья;
охрану и рациональное использование земель;
охрану зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок;
безопасность ведения работ при строительстве и эксплуатации предприятий.
Рассмотрению и согласованию подлежат только те задания на проектирование и проекты на строительство и реконструкцию предприятий по добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья, которые разработаны субъектами предпринимательской деятельности и предприятиями (независимо от организационно-правовой формы), включая иностранных физических и юридических лиц, имеющими специальные разрешения (лицензии) Госстроя России и Госгортехнадзора России или соответствующих их органов на право проектирования указанных объектов.
При рассмотрении органами Госгортехнадзора России проектной документации необходимо руководствоваться Законом Российской Федерации "О недрах", Положением о порядке лицензирования пользования недрами, решениями территориальных органов государственной власти и управления, действующими отраслевыми требованиями к проектированию, нормами и правилами по использованию и охране недр, безопасному ведению работ, экологическими стандартами, нормами и правилами, а также условиями соответствующих лицензий.
При возникновении затруднений в определении эффективности заложенных в проектах решений в части рационального использования и охраны недр, безопасного ведения горных работ, охраны зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок органы Госгортехнадзора России в соответствии с Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России вправе назначить проведение независимой экспертизы проектной документации, в том числе и за счет ее разработчика.
Экспертное заключение не заменяет согласование проектной документации органами Госгортехнадзора России.
Площадки для строительства выбираются комиссиями, назначаемыми в соответствии со СНиП 1.02.01-85.
До начала работы комиссии по выбору площадок для строительства объектов предприятий по добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья орган Госгортехнадзора России, представитель которого будет принимать участие в выборе площадки строительства, должен рассмотреть материалы с обосновывающими расчетами, графической документацией (планы земной поверхности, геологическую карту и разрезы к ней с контурами залежей полезных ископаемых, границами горных отводов, местами расположения промышленных площадок, а также границами мульды сдвижения поверхности от влияния горных разработок в направлении выбираемых площадок), технико-экономическим сравнением вариантов размещения площадок и предложения по оптимальному варианту.
Объем и состав материалов по поручению заказчика определяются проектной организацией, с учетом сложности объекта, и должны быть достаточными для подготовки заключения по выбору площадки. Заказчик должен иметь лицензию на право пользования недрами, полученную в установленном порядке.
Заключение по выбору площадок органы Госгортехнадзора России подготавливают и направляют заказчику проекта в двухнедельный срок.
При рассмотрении заданий на проектирование строительства или реконструкции предприятий по добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья следует проверить, чтобы такие задания составлял заказчик проекта с участием проектной организации на основе утвержденных технико-экономических обоснований (технико-экономических расчетов) с учетом утвержденного акта по выбору площадки для строительства, а состав заданий в целом должен соответствовать рекомендациям, изложенным в приложениях 2 или 3 СНиП 1.02.01-85.
В задании на проектирование должны также приводиться данные о количестве запасов полезных ископаемых, утвержденных или прошедших государственную экспертизу в установленном порядке, потерях и разубоживании полезных ископаемых при добыче, комплексном использовании добываемого сырья, уровне извлечения основных и попутных компонентов при переработке минерального сырья, использовании вскрышных пород и ценных отходов производства, а также о намечаемых мерах по охране зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок.
При согласовании заданий на проектирование орган Госгортехнадзора России совместно с пользователем недр определяют примерные сроки разработки проекта и представления его на согласование.
Срок рассмотрения и согласования задания на проектирование в органе Госгортехнадзора России не должен превышать 15 дней.
Согласование или отказ в согласовании проекта должны основываться на его глубоком изучении. В связи с этим органам Госгортехнадзора России целесообразно запрашивать на рассмотрение все разделы проекта. Допускается по договоренности начальника округа и главного инженера проекта с учетом особенностей объекта проектирования рассмотрение сокращенного числа разделов проекта, но достаточного для всестороннего изучения вопросов, отнесенных к компетенции Госгортехнадзора России.
В соответствии с Пособием по составлению раздела проекта (рабочего проекта) "Охрана окружающей природной среды" к СНиП 1.02.01-85, утвержденным Госстроем СССР 25.12.87, основные проектные решения в части обеспечения рационального и комплексного использования разрабатываемого месторождения, включая рекомендации научно-исследовательских институтов по выбору системы разработки и величины потерь и разубоживания, технологии переработки и ее аппаратурного оформления, степени извлечения основных и попутных компонентов при добыче и переработке минерального сырья, в также в части охраны недр и окружающей природной среды, должны быть сведены в специальный раздел проекта "Охрана недр и окружающей природной среды".
При рассмотрении проекта, поступившего в орган Госгортехнадзора России на согласование, необходимо изучить исходную геологическую информацию (протокол утверждения запасов, геологические планы и разрезы) и решения, принятые в нем по нижеизложенным вопросам, и убедиться в их обоснованности:
подготовленность месторождения или его части к промышленному освоению;
достаточность геологической информации для принятия проектных решений по рациональному, комплексному использованию полезных ископаемых и охране недр, безопасному ведению горных работ;
соответствие положения промышленной площадки шахты, рудника, карьера, разреза, обогатительной фабрики и т.д., определенному в акте по ее выбору;
уровень извлечения из недр запасов полезных ископаемых при добыче, утвержденных ГКЗ, ТКЗ, прошедших государственную экспертизу или принятых на учет по данным оперативного подсчета;
использование запасов категории С2 и забалансовых запасов;
применение способов и систем разработки месторождений полезных ископаемых, обеспечивающих наиболее полное извлечение полезных ископаемых из недр и удовлетворяющих требованиям правил и норм по технике безопасности;
исключение выборочной отработки богатых участков месторождений или участков с благоприятными горногеологическими условиями;
предотвращение порчи разрабатываемых и соседних месторождений; охрана месторождений от затопления, обводнения, пожаров, а также термоэрозии, карстообразования и других негативных экзогенных процессов, приводящих к потерям, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
охрана зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок;
расконсервация запасов полезных ископаемых под застроенными территориями;
подготовка добытых полезных ископаемых к эффективной комплексной переработке;
сохранение попутно добываемых, временно неиспользуемых полезных ископаемых и компонентов, а также забалансовых запасов;
рациональное использование вскрышных и вмещающих пород, отходов переработки полезных ископаемых, их размещение, складирование и сохранение;
геологическое изучение недр в процессе строительства и эксплуатации предприятия (доразведка в период строительства, эксплуатационная разведка, опробывание полезных ископаемых и др.);
технические средства проектируемой разведки;
штаты маркшейдерской, геологической, гидрогеологической и геофизической служб предприятия, их техническое оснащение;
наблюдения на открытых горных работах за состоянием бортов карьеров, откосов уступов и отвалов, а при подземном способе разработки - наблюдения за сдвижением горных пород и земной поверхности;
применение прогрессивных технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих оптимальную полноту извлечения полезных компонентов;
характеристика минерального сырья, предусмотренного к использованию (в целом, по видам и сортам), его технологическая изученность, исследования по его переработке, достоверность опробования, представительность проб и воспроизводимость (состав, применяемый для испытаний воды, качество реагентов и т.д.);
использование результатов опытно-промышленной разработки месторождений;
принятая в проекте технология переработки и ее аппаратурное оформление, основные технико-экономические показатели;
характеристика предусматриваемой к выпуску основной и попутной товарной продукции, оптимальное ее качество, динамика потребности в этих видах продукции;
технические средства по достоверному учету количества и качества добываемого и перерабатываемого минерального сырья, а также потерь полезных ископаемых при добыче и переработке;
возможность и целесообразность применения рудоподготовки (подготовительного перед циклом переработки минерального сырья предварительного повышения качества минерального сырья) в горно-транспортном цикле;
возможность обеспечения принятым в проекте оборудованием, материалами, реагентами, средствами учета и контроля, опробования, аналитики и т.д. в условиях рыночных отношений и различных форм собственности;
подготовка обслуживающего персонала;
охрана окружающей природной среды;
выбор технологии добычи и переработки минерального сырья с наименьшим вредным влиянием на окружающую природную среду и заключение по ним органов госэкспертизы Минэкологии России;
обезвреживание или захоронение в недра вредных отходов производства в соответствии с действующим законодательством;
рекультивация (в том числе горнотехническая) земель, нарушенных работами, связанными с пользованием недрами;
соответствие проекта требованиям, изложенным в задании на проектирование, которое ранее было согласовано с органом Госгортехнадзора России.
Особое внимание при рассмотрении проекта должно быть уделено обоснованию уточненных границ горного отвода, определению прямоугольных координат их угловых точек. При этом следует руководствоваться Инструкцией о порядке предоставления горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых (кроме общераспространенных), утвержденной постановлением Госгортехнадзора СССР от 24.10.86 № 34.
При рассмотрении и согласовании проектов следует исходить из того, что все заложенные в нем решения по рациональному комплексному использованию полезных ископаемых при их добыче и переработке, а также охране недр должны полностью отвечать требованиям правил и норм по безопасному производству горных работ и переработке минерального сырья и выбраны на вариантной основе.
Решение органа Госгортехнадзора России о согласовании или об отказе в согласовании проекта должно приниматься с учетом экспертного заключения, если по проекту была проведена экспертиза.
По результатам рассмотрения проекта заказчику проекта (пользователю недр) выдается заключение, в котором указывается решение о согласовании этого проекта или возвращении его на доработку.
В том случае, когда проект возвращается на доработку, целесообразно недостатки, выявленные в проекте, рассмотреть на специальном совещании в органе Госгортехнадзора России в присутствии представителей заказчика проекта, проектного института, территориального органа Роскомнедр, Минприроды России и других заинтересованных организаций. Результаты совещания оформляются протоколом.
При отказе в согласовании проекта к заключению должны прикладываться перечень выявленных в проекте недостатков и протокол совещания (если такое было проведено).
Заключение подписывается начальником округа или по его поручению главным инженером (заместителем начальника).
Орган Госгортехнадзора России должен рассмотреть и выдать заключение по представленному на согласование проекту в течение 30 дней.
Аналогичный порядок рассмотрения и согласования проектов распространяется также на проекты строительства (вскрытия и подготовки) новых горизонтов, отдельных блоков и участков действующих предприятий по добыче полезных ископаемых, секций и отделений действующих предприятий по переработке минерального сырья.
Органы Госгортехнадзора России должны осуществлять преднадзор за качеством ведения проектных работ, полнотой учета при проектировании нормативных требований по использованию и охране недр, безопасности ведения горных работ. Преднадзор осуществляется на предприятиях и в организациях, разрабатывающих проекты на строительство и реконструкцию предприятий по добыче полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые) и переработке минерального сырья, независимо от их организационно-правовых форм.
Планирование, организация и проведение проверок (обследований) проектных организаций, оформление их результатов должны соответствовать Методическим указаниям по организации государственного надзора за использованием и охраной недр и геолого-маркшейдерскому контролю.
Необходимость контроля за разработкой конкретного проекта устанавливается руководителем органа Госгортехнадзора России, исходя из сложности задач, которые должны решаться при проектировании (разработка крупных, сложных в горно-геологическом отношении месторождений полезных ископаемых, переработка комплексных, трудноперерабатываемых руд и т.д.).
При проверках необходимо рассмотреть наряду с другими следующие вопросы:
наличие у проектной организации лицензии на выполнение проектных работ (Госстроя России и Госгортехнадзора России);
обозначены ли в лицензии те виды проектных работ, которые выполняются проектной организацией;
привлеченные субподрядные организации и наличие у них лицензии на выполнение проектных работ;
обеспеченность проектной организации необходимыми правилами, нормами, СНиПами и стандартами;
знание специалистами, выполняющими проект, содержания условий лицензии на право пользования недрами и задания на проектирование;
отражение в проектных материалах требований лицензионного договора и задания на проектирование;
наличие отступлений от действующих правил, норм, СНиПов и стандартов.
Наиболее актуальные проблемные вопросы контроля за проектной документацией могут рассматриваться на заседаниях Совета округа.
При необходимости органы Госгортехнадзора России могут потребовать в установленном порядке проведения научных экспертиз по наиболее сложным решениям, закладываемым в проекты, или выполнения дополнительных научно-исследовательских либо проектно-конструкторских работ.
При территориальной разобщенности объектов пользования недрами и соответствующих проектных организаций в необходимых случаях округа, которым подконтрольны пользователи недр и проектные организации, на основе взаимной договоренности руководителей округов должны обеспечивать необходимое воздействие по проверке работы этих проектных организаций.
В целях осуществления квалифицированного контроля за проектированием целесообразно приказом по округу назначить работника, специализирующегося по этому виду контроля.
Изучение опыта контроля за проектированием предприятий по добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья следует предусмотреть в планах технической учебы инспекторского состава.
В годовых отчетах округа должны информировать Госгортехнадзор России об основных результатах контроля за проектными организациями.
Госгортехнадзор России и его органы могут организовывать выборочное проведение экспертизы на соответствие требованиям безопасности и охраны недр проектов на строительство и реконструкцию предприятий и производств.
При согласовании проекта следует проконтролировать, чтобы дополнения и изменения, вытекающие из заключений экспертного органа, были внесены в проектно-сметную документацию в установленном порядке.
Проекты на строительство или реконструкцию действующих предприятий по добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья рассматриваются непосредственно Госгортехнадзором России:
по просьбе органов Роскомнедр и Минприроды России;
по инициативе Госгортехнадзора России;
в спорных случаях и конфликтных ситуациях;
в случае выполнения проекта иностранными фирмами.
В этих случаях Госгортехнадзор России для рассмотрения проектов запрашивает у округов заключения, замечания и предложения, а при необходимости дополнительную информацию и конкретные материалы.
Контроль за проектной документацией должен осуществляться во взаимодействии с соответствующими местными органами государственной власти и управления, а также органами Роскомнедр, Минприроды России и другими государственными органами, осуществляющими государственный контроль за охраной природы на основании протоколов о разграничении функций и взаимодействии между Госгортехнадзором России и соответствующими органами федеральной исполнительной власти.
В отношении субъектов хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушающих установленные требования природоохранительного законодательства, норм и правил при ведении проектных работ, должны применяться все меры воздействия в соответствии с правами, предоставленными органам Госгортехнадзора России.
СОДЕРЖАНИЕ
_________________________________________________________ |