www.DocNorma.Ru |
Нормы Государственной противопожарной службы МВД России
Порядок государственного пожарного надзора за строительством объектов иностранными фирмами на территории Российской Федерации
НПБ 04-93
Разработан и подготовлен к утверждению отделом нормирования требований безопасности ГУГПС МВД России (Кондрашин Ю.М., Татаров В.Е.).
Согласованы с Госстроем России (письмо от 01.06.93 г. № 13/151), Министерством внешнеэкономических связей Российской Федерации (письмо от 27.04.93 г. N 10-80/1918).
Утверждены главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.
Введены в действие приказом МВД России от «6» декабря 1993 г. № 521.
Дата введения в действие «31» января 1994 г.
С введением в действие НПБ 04-93 «Порядок государственного пожарного надзора за строительством объектов иностранными фирмами на территории Российской Федерации» утрачивают силу «Временные рекомендации о порядке государственного пожарного надзора за строительством, реконструкцией, реставрацией, ремонтом и техническим перевооружением объектов, расположенных на территории СССР, иностранными фирмами», утвержденные ГУПО МВД СССР 01.06.1990 г.
Строительство объектов на территории Российской Федерации иностранными фирмами или с их участием осуществляется на основании контрактов, договоров, соглашений (далее - контрактов), заключаемых между представителями российской стороны (Заказчик) и инофирмой через государственные или иные организации, наделенные соответствующими правами (Посредник), или напрямую, без Посредника.
При строительстве объектов иностранными фирмами Заказчиком может назначаться дирекция по строительству.
Настоящие нормы устанавливают порядок государственного пожарного надзора за строительством объектов, независимо от источников финансирования, видов и форм собственности и ведомственной принадлежности, иностранными фирмами на территории Российской Федерации, а также регламентируют взаимоотношения представителей органов государственного пожарного надзора с Заказчиками, проектными, строительными организациями и другими подрядчиками, а также иностранными фирмами на стадиях:
предконтрактные проработки и заключение контрактов;
разработка ТЭО, предпроектных предложений, проектной документации на строительство объектов, предприятий, зданий, сооружений;
строительство объектов «под ключ»;
реконструкция, реставрация, капитальный, текущий ремонт, переоборудование зданий и сооружений;
участие в строительстве отдельных сооружений на субподряде у российских строительных организаций;
техническое перевооружение предприятий, монтаж технологического оборудования;
возведение зданий и сооружений из конструкций комплектной поставки.
2.1. При осуществлении надзора за строительством объектов иностранными фирмами органы государственного пожарного надзора руководствуются законами и иными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящими нормами.
2.2. В ходе надзора за строительством объектов органам государственного пожарного надзора предоставлено право:
знакомиться с содержанием контрактов в части, касающейся вопросов пожарной безопасности, вносить предложения Заказчику по дополнению контрактов необходимыми положениями;
участвовать в работе комиссий по выбору площадок (трасс) для строительства;
проверять соответствие проектной документации противопожарным требованиям действующих в Российской Федерации строительных норм и правил, а также выполнение их в ходе строительства;
проверять выполнение Правил пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ, если это оговорено контрактом;
использовать права, предоставленные органам государственного пожарного надзора при выявлении нарушений требовании пожарной безопасности государственных стандартов, строительных норм и правил пожарной безопасности;
участвовать в рабочих и государственных приемочных комиссиях.
3.1. Порядок работы территориальных и местных органов государственного пожарного надзора и его представителей с иностранными фирмами, осуществляющими проектирование и (или) ведущими строительно-монтажные работы на территории Российской Федерации, устанавливается руководителем территориального органа с учетом настоящих норм по согласованию с соответствующими МВД республик, входящих в состав Российской Федерации, ГУВД, УВД краев, областей, автономных образований, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а органов, непосредственно подчиненных высшему органу государственного пожарного надзора, по согласованию с ним.
3.2. Время и место проведения переговоров с представителями иностранных фирм по вопросам, входящим в компетенцию органов государственного пожарного надзора, устанавливаются Заказчиком (дирекцией по строительству). Орган государственного пожарного надзора о времени и месте проведения переговоров информируется не позднее, чем за пять суток. Готовность органа государственного пожарного надзора к участию в переговорах подтверждается по телефону, указанному в приглашении.
4.1. В соответствии с существующим порядком органы государственного пожарного надзора в предконтрактных проработках и при подготовке контрактов участия, как правило, не принимают.
По просьбе Заказчика или иностранной фирмы органы государственного пожарного надзора на основе взаимном договоренности могут принять участие в рассмотрении вопросов пожарной безопасности на стадии предконтрактных проработок и при подготовке контрактов.
4.2. Предконтрактные предложения рассматриваются представителями органов государственного пожарного надзора в ходе переговоров или непосредственно в органе государственного пожарного надзора. По предконтрактным предложениям представителем органа государственного пожарного надзора дается устная консультация. В отдельных случаях (по крупным, технически сложным объектам, а также по объектам, на которые отсутствуют нормы проектирования) по просьбе Заказчика может быть дано письменное заключение органа государственного пожарного надзора.
4.3. В материалах контрактов необходимо отражать следующие вопросы:
необходимость учета при проектировании и строительстве требований пожарной безопасности государственных стандартов, строительных норм и правил, действующих на территории Российской Федерации; (допускается, при отсутствии российских строительных норм, использование в установленном порядке норм зарубежных стран, имеющих достаточный опыт в вопросах противопожарной защиты подобных объектов);
разграничение ответственности сторон за пожарную охрану объекта, соблюдение требований пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ в административных, бытовых зданиях, жилых помещениях, в том числе находящихся за территорией строительной площадки, возможные последствия в случае пожара;
порядок привлечения подразделений государственной противопожарной службы для ликвидации возможных пожаров;
подготовка персонала, обсуживающего системы противопожарной защиты здания, сооружения.
При отсутствии таких сведении в контракте орган государственного пожарного надзора вправе преложить организациям, принимавшим участие в подготовке контракта, включить в него необходимые положения или отразить их в дополнительном официальном соглашении (договоре).
Представители органов государственного пожарного надзора принимают участие в работе комиссий по выбору площадок (трасс) для строительства в порядке, установленном НПБ 02-93.
6.1. Технико-экономические обоснования и проектная документация на строительство объектов иностранными фирмами должна отвечать противопожарным требованиям действующих в Российской Федерации государственных стандартов, строительных норм и правил. При отсутствии отечественных норм проектирования допускается при разработке проектов использование зарубежных нормативных документов, при этом проектная документация побежит согласованию с соответствующими организациями и высшим органом государственного пожарного надзора в установленном порядке. При этом Заказчик обязан представить в соответствующий орган государственного пожарного надзора полный комплект зарубежных норм, а также сертификаты на конструкции и материалы, применяемые в строительстве, в оригинале и переводе на русский язык.
6.2. Проверка соответствия проектной документации противопожарным требованиям действующих нормативных документов, а также реализация в ходе строительства предусмотренных проектом противопожарных мероприятий осуществляется органами государственного пожарного надзора на общих основаниях в установленном порядке, с учетом настоящих норм.
6.3. Контроль проектной документации и реализации проектных решений представителями органов государственного пожарного надзора осуществляется совместно и только через Заказчика (дирекцию по строительству).
6.4. Проверка проектной документации представителями органов государственного пожарного надзора проводится у Заказчика. Орган государственного пожарного надзора вправе запросить проектную документацию (по разделам или полностью) для рассмотрения непосредственно в надзорном органе.
6.4.1. Органом государственного пожарного надзора, при отсутствии необходимых данных в материалах проекта, запрашиваются протоколы огневых испытаний конструкций, материалов, изделий и др. по действующим в Российской Федерации методикам.
6.4.2. Протоколы испытаний, проводившихся организациями других стран, должны быть подтверждены соответствующими испытательными организациями Российской Федерации, наделенными необходимыми правами.
6.5. Проверка выполнения противопожарных мероприятий, предусмотренных проектом, в ходе строительства проводится совместно с представителями Заказчика, генпроектировщика и генподрядчика.
Рекомендуется проверку проводить совместно с другими надзорными органами в рамках соответствующих соглашений (инструкций) о взаимодействии.
6.6. Предписание и другие документы органов государственного пожарного надзора по результатам проверки проектной документации и хода выполнения противопожарных мероприятий вручаются Заказчику. Заказчик самостоятельно доводит содержание указанных документов до заинтересованных сторон (генпроектировщика, генподрядчика, инофирмы и др.).
6.7. При обнаружении в проектной документации и в ходе строительства нарушений противопожарных требований строительных норм и правил орган государственного пожарного надзора руководствуется законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
7.1. Государственный пожарный надзор за строительством российскими организациями объектов (в том числе в дальнейшем пользующихся экстерриториальностью) и передаваемых для последующей эксплуатации иностранному государству, осуществляется на общих основаниях, по аналогии с прочими объектами, строящимися на подконтрольной территории, если в контракте отсутствуют особые указания по данному вопросу.
7.2. Необходимость принятия проектного решения, не отвечающего противопожарным требованиям строительных норм и правил, действующих в Российской Федерации, должна быть подтверждена официальным документом страны, под юрисдикцию которой будет передан объект.
Государственный пожарный надзор за строительством посольств, консульств, представительств и других объектов, пользующихся при эксплуатации экстерриториальностью, осуществляется только по просьбе и на основании письменного разрешения официального представителя этих учреждений.
Согласование органами государственного пожарного надзора проектных решений, на которые отсутствуют нормы проектирования, и частичных обоснованных отступлений от норм проектирования, производится в порядке, установленном НПБ 03-93.
Органы государственного пожарного надзора не осуществляют надзор за обеспечением пожарной безопасности в административных, бытовых, жилых и других помещениях, занимаемых иностранными фирмами, производящими строительно-монтажные работы том случае, если контрактом ответственность за обеспечение пожарной безопасности возложена на иностранную фирму.
В этом случае проверка противопожарного состояния строящегося объекта и других зданий и помещений, занимаемых иностранной фирмой, а также разработка предложений (рекомендаций) по их противопожарной защите производится на основании письменного обращения иностранной фирмы в территориальный орган государственного пожарного надзора по соответствующей взаимной договоренности; предписание органов государственного пожарного надзора при этом не составляется.
11.1. Пожарная охрана территории строительства, строящихся зданий и сооружений, административных, бытовых и жилых помещений, занимаемых иностранной фирмой, в том числе тушение возможных пожаров, обеспечивается иностранной фирмой, если иное не оговорено контрактом.
11.2. Для тушения пожаров по соглашению между иностранной фирмой и территориальным органом Государственной противопожарной службы (с возмещением прямых и косвенных материальных затрат, компенсациями в случае травмирования или гибели работников Государственной противопожарной службы и др.) могут привлекаться подразделения Государственной противопожарной службы МВД России.
Государственный пожарный надзор за противопожарным состоянием помещений, занимаемых Заказчиком и другими российскими организациями, связанными со строительством объекта инофирмой, осуществляется на общих основаниях.
Представители органов государственного пожарного надзора при работе в составе комиссий по приемке законченных строительством объектов руководствуются законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
к НПБ 04-93
Справочное
Термины и определения
Экстерриториальность (то же, что иммунитет дипломатический) - совокупность особых личных прав и привилегий, предоставляемых дипломатическим представительствам иностранных государств и их сотрудникам: неприкосновенность личности, служебных помещений, жилища и собственности, неподсудность судам государств пребывания, освобождение от налогов, таможенного досмотра и др. Объем иммунитета дипломатического установлен Венской конвенцией 1961 года, другими международными договорами и обычаями и внутренним законодательством государств.
Строительство объекта «под ключ» - строительно-монтажные работы, оснащение сооружения производственно-технологическим, инженерно-техническим оборудованием и инженерными коммуникациями, а также инвентарем, мебелью и прочим, обеспечивающим возможность немедленного пуска объекта в эксплуатацию после сдачи его Подрядчиком Заказчику.
_________________________________________________________ |