www.DocNorma.Ru |
МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА
РУКОВОДСТВО
ПО НАЗНАЧЕНИЮ ОБЪЯВЛЕННОЙ ОСАДКИ
СУДОВ В МОРСКИХ ПОРТАХ
РД 31.63.02-83
МОСКВА
В/О «МОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА»
1983
Разработано Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта «Союзморниипроект». (Одесский филиал «Черноморниипроект») в научно-исследовательской лаборатории морских каналов и портовых акваторий
Директор Союзморниипроекта В.П. Грузинов
Директор Одесского филиала «Черноморниипроект» В.А. Яценко
Исполнители:
заведующий научно-исследовательской лабораторией
В.Г. Мирошниченко (руководитель);
заведующий сектором В.Т. Соколов;
старший научный сотрудник Г.Д. Журавицкий;
старший научный сотрудник С.П. Заблоцкая;
младший научный сотрудник М.А. Краснова
Согласовано Всесоюзным объединением «Морстройзагранпоставка»
Заместитель председателя В.Г. Королев
Утверждено Всесоюзным объединением «Мореплавание» 21 марта 1983 г.
Председатель Б.С. Майнагашев
Руководство по назначению |
РД 31.63.02-83 |
Вводится впервые |
Инструктивным письмом ММФ от
21 марта 1983 г. № МП-01-24/320
срок введения в действие установлен
с 1 апреля 1983 г.
Руководство устанавливает порядок и методику расчета объявленной осадки судов в морских портах, оборудованных искусственными водными подходами, и является обязательным при расчете объявленной осадки для морских портов.
Руководство не применяется для принятия оперативных решений о проводке судов по каналу.
1.1. Осадка судов, принимаемых портом в течение навигационного периода, объявляется в Обязательном постановлении по порту.
1.2. Объявленная осадка в порту назначается в соответствии с гидрометеорологическими условиями, принятыми при проектировании или эксплуатации подходного канала, существующими глубинами и предусматривает прием судов с расчетными для данного канала главными размерениями.
1.3. В портах, где планируется прием советских судов с размерениями, превышающими расчетные, руководство обязывает администрацию портов назначать оптимальную объявленную осадку, обеспечивающую максимальную интенсивность перевозок при минимальных приведенных затратах на тонну перевозимого груза.
1.4. Расчет оптимальной объявленной осадки автоматизирован и выполняется ЭВМ по специально разработанной программе. Результаты расчета являются основанием для назначения объявленной осадки.
1.5. Необходимые для расчета значения навигационных запасов глубины под килем судна определяются в соответствии с действующими Нормами технологического проектирования морских каналов (ВСН 19-70).
2.1. Расчет объявленной осадки судов в морских портах выполняется на основе многолетних статистических данных о гидрометеорологических условиях района, габаритах каналов и их изменении в процессе эксплуатации, судо- и грузообороте портов на планируемый год.
2.2. Расчет объявленной осадки включает следующие основные операции:
обработку информации по гидрометеорологическим условиям за 5-летний период, включающей ежесуточные сведения об интенсивности и направлении волнения и отметках уровня;
вычисление ежесуточных проходных осадок и построение временного ряда;
построение потока помех для ряда возможных значений объявленной осадки и вычисление его статистических характеристик;
определение зависимости между средним временем простоя судна по гидрометеорологическим условиям и объявленной осадкой;
вычисление критериев эффективности для каждого рейса, судна и рода груза и суммарного критерия (целевой функции задачи) для порта в целом;
определение объявленной осадки, соответствующей максимальному значению целевой функции.
2.3. Зависимость среднего времени простоя судна от объявленной осадки
П = f(Тоб) (2.1)
определяется с помощью математической модели канала, разработанной на основе теории массового обслуживания.
Рассчитывается временной ретроспективный ряд проходных осадок Тпр за многолетний (не менее 5 лет) период. Проходные осадки Тпр с учетом ширины канала вычисляются исходя из безопасных условий мореплавания расчетного судна, главные измерения которого приняты при проектировании канала. Простойная ситуация возникает, когда фактическая осадка судна Тф превышает проходную осадку на ширине полосы безопасного движения: Тф > Тпр. Простойная ситуация создает помеху движению судна и запирает канал, так как в этом случае не обеспечивается безопасность мореплавания.
2.4. Объявленная осадка является оптимальной, если она соответствует минимальному значению суммарных приведенных затрат на перевозку 1 т груза.
Расчет приведенных затрат по каждому рейсу производится по формуле
где
В формулах (2.2), (2.3) и (2.4) обозначено:
З - приведенные затраты, руб./т;
С - себестоимость перевозки 1 т груза, руб./т;
Ен - нормативный коэффициент эффективности капиталовложений (Ен = 0,15);
К - удельные капиталовложения в производственные фонды, руб./т;
Sх - себестоимость содержания судна на ходу, руб./сут;
tx - ходовое время, сут;
tст - время стоянки в порту под грузовыми операциями, сут;
П - среднее время простоя судна по гидрометеорологическим условиям, сут;
Sст - себестоимость содержания судна на стоянке, руб./сут;
Q - масса груза, перевозимого за рейс, т;
Б - балансовая стоимость судна, руб.
Как уменьшение, так и увеличение объявленной осадки относительно оптимальной приводит к росту затрат, в первом случае за счет неполного использования грузоподъемности судна, во втором - увеличения средней продолжительности простоев, когда проходная осадка на канале не обеспечивается по гидрометеорологическим условиям.
Оптимальная объявленная осадка определяется условием
SЗ = S(C + ЕнK) ® min, (2.5)
где суммирование производится по всем судо-заходам с осадкой, превышающей расчетную.
Пример расчета объявленной осадки по минимуму приведенных затрат приводится в приложении 6 (справочном).
В машинном алгоритме оптимальная объявленная осадка находится из решения двойственно-сопряженной задачи на максимум критерия, оценивающего интенсивность процесса перевозки:
R = Sr ® max, (2.6)
где критерий эффективности отдельного рейса выражается соотношением
. (2.7)
В пределах точности расчета оптимальная объявленная осадка по критериям (2.5) и (2.6) получается одинаковой.
Во всех формулах масса перевозимого груза определяется грузоподъемностью судна при осадке, равной объявленной; ходовое время - расстоянием между портами отправления и назначения и скоростью судна на переходе; время грузовых операций - родом груза, типом судна и действующими нормативами времени грузовых работ.
2.5. Если канал состоит из нескольких колен, то расчет объявленной осадки должен выполняться для каждого колена, а объявленная осадка назначается по наименьшему из полученных ее значений.
2.6. Исходные данные готовятся администрацией порта либо, если это предусмотрено договорными обязательствами, специалистами той организации, которой поручается выполнить расчет объявленной осадки.
Статистические данные о гидрометеорологической обстановке на канале представляются по заявке капитана порта гидрометеорологической службой, обслуживающей данный порт.
Сведения о планируемых грузопотоках и о расстановке судов, необходимые для расчета эффективности, представляются плановыми отделами пароходств по запросу капитана порта.
Все исходные данные оформляются на бланках исходной информации в порядке, предусмотренном инструкцией по их заполнению.
Формы бланков исходной информации БИИ-1, БИИ-2, БИИ-3 и инструкция по их заполнению приводятся в приложении 2 (обязательном).
2.7. Исходные данные перфорируются в виде трех блоков согласно инструкции оператору, приведенной в приложении 4 (обязательном).
2.8. В первый блок включаются:
продолжительность расчетного периода, лет;
название порта;
минимальный навигационный z1 и скоростной z3 запасы глубины, м;
превышение нуля порта над нулем водомерного поста ADH, м;
длина расчетного судна L, м;
осадка расчетного судна Тр, м;
шаг по осадке DТ, м;
азимут канала АК, град.
2.9. Во втором блоке формируются данные гидрометеорологической обстановки по годам:
год расчета;
продолжительность навигационного периода NP, сут;
расчетная глубина канала в данном порту HR, м;
массив высот волн HW, м;
массив азимутов волнения AW, град;
массив отметки уровня от нуля водомерного поста DH, м;
скорость движения судна на канале VS, уз.
Максимальная размерность каждого из массивов HW, AW, DH равна 365 элементам.
2.10. В третьем блоке формируются данные для экономического обоснования объявленной осадки:
количество судов i-гo типа;
количество судопотоков j-го типа;
массив индексов типов судов Мi;
массив числа судов i-гo типа, работающих на j-м грузопотоке AMij;
массив числа судо-заходов в порт за год АNij;
массив водоизмещений по типам судов Di;
массив грузоподъемности судна i-гo типа на j-м грузопотоке DGRij;
массив скоростей судов в рейсе Vi;
массив величин числа тонн на 1 см осадки Qi;
массив нормы грузовых работ (выгрузка либо погрузка) VHi;
массив расстояний между портами Si;
начальная (расчетная) осадка Тр.
Алгоритм расчета приводится в приложении 3 (обязательном).
2.11. Печать результатов предусматривает два варианта - рабочий (индекс «0») и исследовательский (индекс «1»).
2.12. В рабочем варианте на печать выводятся:
исходные данные, содержащиеся в бланках исходной информации;
интенсивности L и М потока помех в функции от объявленной осадки, за каждый год в отдельности и осредненные за весь период расчета;
таблица зависимости среднего простоя судна от объявленной осадки;
значения целевой функции R;
оптимальное значение объявленной осадки, отвечающее значению Rmax.
2.13. В исследовательском варианте дополнительно выводятся на печать:
массивы проходной осадки;
массивы числа помех;
распределение помех по длительности.
2.14. Описание программы, алгоритм расчета и инструкция оператору приводятся в приложениях 3, 4 (обязательных).
3.1. Объявленная осадка назначается администрацией порта на основании выполненного расчета сроком на один год или на навигационный период.
3.2. Если в результате ремонтных дноуглубительных работ определенная промерами минимальная глубина канала Н оказывается больше расчетной Hр, то объявленная осадка назначается с учетом поправки на переуглубление dH:
Tоб = + dH, (3.1)
где - объявленная оптимальная осадка, полученная расчетом
dH = Н - Нp. (3.2)
Если значение dH превышает 0,2 м, то расчет объявленной осадки должен быть выполнен с учетом нового значения расчетной глубины Hр.
3.3. Назначение периодичности промеров для определения поправки на переуглубление dH производится администрацией порта в зависимости от конкретных условий заносимости канала и режима ремонтных дноуглубительных работ.
3.4. Администрация порта может сохранить на следующий срок значение объявленной осадки прошлого года, если глубины канала сохраняются, а в составе судо- и грузооборота в предстоящем году не ожидается изменений.
3.5. Администрация порта имеет право изменить полученное расчетом значение объявленной оптимальной осадки если для судов с этой осадкой не обеспечиваются условия безопасного маневрирования на акватории порта и стоянки у причалов при выполнении грузовых операций.
П.1.1. Объявленная осадка Тоб - величина максимальной осадки судов, которые принимаются портом в течение года или сезона.
В портах, где планируется прием советских судов с размерениями, превышающими расчетные, оптимальная объявленная осадка для этих судов устанавливается с учетом максимальной интенсивности перевозок при минимальных приведенных затратах.
П.1.2. Проходная осадка Тпр - максимальная осадка, с которой судно может пройти канал при гидрометеорологических условиях, сложившихся на момент проводки.
П.1.3. Расчетная объявленная осадка - вспомогательное понятие, используемое для расчета среднего простоя судна по гидрометеорологическим условиям (k = 1, 2, 3, …).
П.1.4. Расчетное судно - судно с осадкой Тр, принятой при расчете проектных габаритов канала.
П.1.5. Фактическая осадка Тф - осадка неподвижного судна на тихой воде.
П.1.6. Крупное судно - судно, у которого фактическая осадка равна или более осадки Тр расчетного судна.
П.1.7. Нижняя бровка - линия, разграничивающая поверхность откоса и дна канала.
П.1.8. Минимальная глубина Н - наименьшая глубина канала, отсчитываемая от принятого в порту нуля глубин в границах нижних бровок канала.
П.1.9. Расчетная глубина Нр - принятая в расчетах минимальная глубина Н с поправкой на заносимость, вычисленной для конца интервала между плановыми ремонтными дноуглубительными работами.
П.1.10. Навигационная глубина Нн - глубина, обеспечивающая проход расчетного судна в течение навигационного периода при самых неблагоприятных условиях.
П.1.11. Простойная ситуация - промежуток времени, в течение которого канал по гидрометеорологическим условиям закрыт для прохода судов с расчетной объявленной осадкой То6.
П.1.12. Интенсивность длительности помех М - величина, обратная средней продолжительности простойной ситуации для судов с расчетной объявленной осадкой .
П.1.13. Интенсивность наступления помех L - величина, обратная среднему интервалу между наступлениями простойных ситуаций для судна с расчетной объявленной осадкой .
П.1.14. Поток помех - последовательность случайных событий, состоящих в наступлении и прекращении простойных ситуаций.
Бланк исходной информации БИИ-1
Содержание информации |
Обозначение |
Значение |
1. Расчетный период, лет |
- |
|
2. Название порта |
- |
|
3. Минимальный навигационный запас, м |
z1 |
|
4. Скорость судна на канале, уз |
V |
|
5. Скоростной запас глубины, м |
z3 |
|
6. Превышение нуля порта над нулем водомерного поста, м |
ADH |
|
7. Длина расчетного судна, м |
L |
|
8. Осадка расчетного судна, м |
Tp |
|
9. Шаг по осадке, м |
DT |
|
10. Азимут канала, град |
АК |
|
Бланк исходной информации БИИ-2
1. Год расчета................... |
|||
2. Продолжительность навигационного периода, сут............................ |
|||
3. Расчетная глубина канала в данном году, м....................... |
|||
4. Гидрометеоусловия: |
|||
Дата |
Высота волны 3 %-ной обеспеченности HW, м |
Азимут волнения AW, град |
Отметка уровня DН, м |
|
|
|
|
Бланк исходной информации БИИ-3
Грузопоток |
Тип судна |
Номер, присвоенный данному типу судна |
Число судозаходов в год |
Водоизмещение судна, т |
Осадка расчетного судна Тр, м |
Число тонн на 1 см осадки, т/см |
Грузоподъемность при расчетной осадке, т |
Норма грузовых работ, т/сут |
Расстояние между портами, мили |
Средняя скорость судна на переходе, уз |
||
Род груза |
Корреспондирующий порт |
Номер грузопотока |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ БЛАНКОВ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Бланки исходной информации БИИ-1, БИИ-2, БИИ-3 заполняются администрацией порта.
Бланк БИИ-1
Пункт 1. Расчетный период принимается равным 5 годам.
Пункт 2. Пояснения не требует.
Пункт 3. Минимальный навигационный запас z1 определяется в зависимости от осадки судна и вида грунта в соответствии с Нормами технологического проектирования морских каналов.
Пункт 4. Скорость судна на канале принимается в соответствии с требованиями Обязательного постановления по порту.
Пункт 5. Скоростной запас z3 принимается в соответствии с Нормами технологического проектирования морских каналов.
Пункт 6. Превышение нуля порта над нулем водомерного поста определяется по формуле
ADH = Hв - Hп, (П.2.1)
где Hв - отметка нуля водомерного поста в Балтийской системе, м;
Hп - отметка нуля порта в Балтийской системе, м.
Пункты 7, 8. В качестве расчетного судна выбирается судно, на которое были рассчитаны существующие габариты канала.
Пункт 9. Шаг по осадке принимается равным 0,1 м.
Пункт 10. Азимут канала - в бланк вносится меньшее из двух значений азимута.
Бланк БИИ-2
Пункты 1, 2. Пояснений не требуют.
Пункт 3. В качестве расчетной глубины Нр принимается минимальная глубина, ожидаемая с учетом заносимости канала на конец периода действия объявленной осадки.
На каналах, где регулярные дноуглубительные работы обеспечивают стационарные глубины, в качестве расчетной может быть принята навигационная глубина Нр = Нн.
Пункт 4. Заполняется на основании данных гидрометеостанции, обслуживающей порт, по срочным наблюдениям отдельно для каждого года из 5-летнего срока наблюдений. Отметка уровня DH отсчитывается от нуля водомерного поста.
Значение высоты волны 3 %-ной обеспеченности HW берется максимальным, а отметка уровня DH - минимальной за суточный период наблюдений.
Бланк БИИ-3
Графы 3, 5. Заполняются организацией, выполняющей расчет.
Графы 1, 4. В расчет принимаются крупные суда, осадка которых не меньше осадки расчетного судна Т > Тр, и перевозимые ими грузы на планируемый год.
Графа 2. Корреспондирующий порт - порт назначения при экспорте либо порт отправления при импорте.
Графа 11. Имеется в виду нормативное время погрузочных работ, если груз экспортируется, или нормативное время разгрузочных работ при импорте.
Графа 12. Расстояние между корреспондирующим портом и портом, для которого определяется объявленная осадка.
Остальные графы бланка пояснений не требуют.
Блок-схема расчета объявленной осадки приводится на рисунке.
Алгоритм расчета представляет собой приводимую ниже последовательность вычислений.
Для каждого года расчета формируется массив ежесуточных проходных осадок:
= HR + (DH - ADH) - z1 - z2m - z3; (П.3.1)
т = 1, 2, 3,¼, NP; NP £ 365,
где z2m - величина волнового запаса глубины.
Курсовой угол волнения КУВ определяется по значениям азимутов канала и волнения по формулам:
КУВ = ½АК + 180° - AWm½, (П.3.2)
если судно входит в порт;
КУВ = ½АК - AWm½, (П.3.3)
если судно выходит из порта.
Величина z2m определяется линейной интерполяцией по графикам для волнового запаса, которые затабулированы в программе.
Для каждого значения Tпр из массива проходных осадок проверяется возможность прохода судна с осадкой Т. Эта возможность определяется следующим условием:
Начальное значение Т задается равным расчетной осадке Тр. При выполнении равенства (П.3.4) для всех m (m = 1, 2, 3, ¼, NP) осадка судна увеличивается на величину шага по осадке DТ. Процесс проверки продолжается до тех пор, пока хотя бы для одного m условие (П.3.4) перестает выполняться, т.е. когда впервые появляется помеха проходу судна.
После появления помехи процесс приращения осадки повторяется 20 циклов с формированием потока помех, т.е. массива, состоящего из «0» и «1», где «0» означает выполнение условия (П.3.4) - отсутствие помехи, а «1» - его невыполнение, т.е. наличие помехи.
Сформированный массив передается подпрограмме, которая определяет для каждого значения осадки Т количество помех и их суммарную продолжительность. По этим значениям (для каждого года расчета) определяются интенсивность наступления помех L и интенсивность их длительности М, которые усредняются за весь период расчета.
Зависимость между средним простоем судна по гидрометеорологическим условиям и величиной объявленной осадки П = f(Tоб) устанавливается с помощью марковской математической модели канала. Реализация модели приводит к системе алгебраических линейных уравнений относительно предельных вероятностей состояний канала pi:
С учетом нормировочного условия:
Решение системы уравнений (П.3.5) и (П.3.6) позволяет найти средний простой судна:
П = (П.3.7)
и выразить эту характеристику через параметры L и М потока помех:
П = . (П.3.8)
Оптимальная объявленная осадка находится максимизацией целевой функции:
Rk = nijrijk, (П.3.9)
где rijk - критерий эффективности рейса, выражающий интенсивность перевозочного процесса;
Qijk -загрузка судна i-гo типа грузом j-го грузопотока при объявленной осадке Тk;
tijk - время рейса, включающее средний простой по гидрометеоусловиям;
nij - число рейсов судна i-го типа с грузом j-го грузопотока;
хij - элемент матрицы расстановки судов.
Машинная программа написана на алгоритмическом языке ФОРТРАН в операционной системе ДОС ЕС. Программа оформлена на магнитной ленте в соответствии с «Временными общеотраслевыми руководящими указаниями о придании юридической силы документам на магнитной ленте и бумажном носителе, создаваемым средствами вычислительной техники» ГК СССР по науке и технике (М., 1981) и хранится в Черноморниипроекте.
На основе исходной информации (бланки БИИ-1, БИИ-2, БИИ-3) и с учетом зависимостей (П.3.5) - (П.3.10) программа рассчитывает и печатает оптимальную объявленную осадку.
Программа написана на алгоритмическом языке ФОРТРАН применительно к ЭВМ серии ЕС.
В соответствии с алгоритмом расчета исходные данные состоят из трех блоков. После перфорации каждого блока исходных данных они собираются в один пакет.
Исходные данные набиваются на перфокартах в последовательности и по форматам в соответствии с табл. П.4.1 для первого блока, для второго и третьего блоков - соответственно табл. П.4.2 и П.4.3.
Таблица П.4.1
Исходные данные для первого блока
Содержание информации |
Обозначение |
Формат |
Примечание |
|
1 |
Количество лет расчета |
NGG |
2I1 |
|
|
Индекс признака печати |
ММI |
||
2 |
Название порта |
Е1, E2, E3, E4, E5 |
5A4 |
|
3 |
Навигационный запас |
z1 |
2F5.3 |
|
|
Скоростной запас |
z3 |
|
|
4 |
Отклонение уровня |
ADH |
F5.2 |
|
5 |
Длина расчетного судна |
DL |
F5.1 |
|
6 |
Осадка расчетного судна |
Т |
F5.2 |
|
7 |
Шаг по осадке |
DT |
F5.3 |
|
8 |
Азимут канала |
AZC |
F6.1 |
|
Примечание. Признак печати включает два индекса:
MMI Æ - рабочий вариант
1 - исследовательский вариант
Массивы исходных данных HW, AW, DH, входящие во второй блок, вводятся списком с именем и набиваются на перфокартах по формату NAMELIST. Пример перфорации показан в табл. П.4.2. В этой же таблице указан формат ввода дополнительных исходных данных, необходимых для второго блока.
Таблица П.4.3
Исходные данные для третьего блока
Содержание информации |
Обозначение |
Формат |
Примечание |
|
1 |
Количество судов i-го типа |
I |
I2 |
|
2 |
Количество грузопотоков j-го типа |
J |
I2 |
|
3 |
Массив индексов типа судна |
АМ(I) |
10I2 |
|
4 |
Массив числа судов i-го типа, работающих на j-м грузопотоке |
АМВ(I, J) |
10I1 |
|
5 |
Массив числа судо-заходов в порт за год |
AN(I, J) |
10I2 |
|
6 |
Массив водоизмещений i-го судна |
D(I) |
10F7.1 |
|
7 |
Массив грузоподъемности i-гo судна на j-м грузопотоке |
DGR(I, J) |
10F7.1 |
|
8 |
Массив скоростей судна |
V(I) |
10F5.2 |
|
9 |
Массив величин числа тонн на 1 см осадки |
Q(I) |
10F6.2 |
|
10 |
Массив нормы грузовых работ (выгрузка либо погрузка) |
VH(J) |
10F5.Æ |
|
11 |
Массив расстояний между портами |
S(I) |
10F5.Æ |
|
12 |
Расчетная осадка |
TP |
F5.2 |
|
Расчет выполнен для подходного канала Ильичевского морского порта. При расчете использованы сведения о гидрометеорологических условиях за 6 лет. Распечатки исходных данных и промежуточных результатов в настоящем примере для наглядности снабжены пояснительным текстом, который в рабочем варианте расчета не приводится. То же касается нумерации таблиц. Общие исходные данные приводятся в форме табл. П.5.1.
Таблица П.5.1
Исходные данные
Порт Ильичевск
Азимут канала АК = 108,0 град
Навигационный запас z1 = 0,530 м
Скоростной запас z3 = 0,150 м
Отклонение уровня AD = 0,0 м
Длина расчетного судна L = 158,0 м
Осадка расчетного судна T = 10,50 м
Шаг по осадке DT = 0,100 м
Кроме этого, для каждого года расчета печатаются данные в форме табл. П.5.2.
Таблица П.5.2
Исходные данные (продолжение)
Год расчета 1972
Продолжительность навигационного периода 298 дней
Расчетная глубина HR = 12,00 м
Скорость судна в канале VS = 6,00 уз
В табл. П.5.3 приводятся фрагменты распечаток массивов высот волн HW, азимутов волнения AW и отметки уровня DН, которые печатаются отдельно для каждого года расчета.
Таблица П.5.3
Массивы HW, AW, DH
Высота волны HW |
||||||
1.32 |
2.38 |
2.38 |
0.26 |
0.26 |
0.26 |
|
0.26 |
1.32 |
1.05 |
0.70 |
0.53 |
0.40 |
0.26 |
0.30 |
0.30 |
0.50 |
0.70 |
0.70 |
0.80 |
0.80 |
0.30 |
1.00 |
1.60 |
1.06 |
0.80 |
0.26 |
0.80 |
0.66 |
0.53 |
0.53 |
0.26 |
0.53 |
0.40 |
0.66 |
0.26 |
0.53 |
0.26 |
0.92 |
1.30 |
0.53 |
0.26 |
0.50 |
0.26 |
0.92 |
1.30 |
0.40 |
0.50 |
0.50 |
0.26 |
0.40 |
0.40 |
0.50 |
0.40 |
0.70 |
1.30 |
0.53 |
0.80 |
0.80 |
1.19 |
1.58 |
1.72 |
0.40 |
0.40 |
0.26 |
0.53 |
0.66 |
0.53 |
0.53 |
0.53 |
0.50 |
0.26 |
0.40 |
0.26 |
0.26 |
0.50 |
0.50 |
0.50 |
0.70 |
0.20 |
0.70 |
1.32 |
1.58 |
1.06 |
0.20 |
0.20 |
0.70 |
0.40 |
0.20 |
2.11 |
2.64 |
0.20 |
0.40 |
0.20 |
1.06 |
0.40 |
1.85 |
2.64 |
0.26 |
0.26 |
0.26 |
0.26 |
0.92 |
0.26 |
0.80 |
0.40 |
0.26 |
2.74 |
0.53 |
0.26 |
0.92 |
0.50 |
1.06 |
0.80 |
0.80 |
1.06 |
0.15 |
0.40 |
0.26 |
0.53 |
0.40 |
0.40 |
0.26 |
1.06 |
1.30 |
2.11 |
Азимут волнения AW |
||||||
90.00 |
90.00 |
18.00 |
18.00 |
36.00 |
36.00 |
18.00 |
108.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
18.00 |
18.00 |
90.00 |
108.00 |
36.00 |
18.00 |
36.00 |
18.00 |
18.00 |
36.00 |
16.00 |
18.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
108.00 |
90.00 |
90.00 |
90.00 |
90.00 |
90.00 |
18.00 |
90.00 |
36.00 |
90.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
108.00 |
90.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
18.00 |
36.00 |
90.00 |
90.00 |
18.00 |
18.00 |
18.00 |
18.00 |
18.00 |
36.00 |
90.00 |
108.00 |
18.00 |
18.00 |
36.00 |
108.00 |
108.00 |
36.00 |
36.00 |
90.00 |
36.00 |
36.00 |
90.00 |
90.00 |
18.00 |
36.00 |
90.00 |
36.00 |
108.00 |
108.00 |
18.00 |
108.00 |
90.00 |
36.00 |
36.00 |
36.00 |
18.00 |
108.00 |
108.00 |
90.00 |
36.00 |
90.00 |
108.00 |
108.00 |
18.00 |
108.00 |
108.00 |
18.00 |
108.00 |
18.00 |
108.00 |
36.00 |
18.00 |
36.00 |
108.00 |
18.00 |
108.00 |
18.00 |
108.00 |
90.00 |
90.00 |
90.00 |
90.00 |
36.00 |
36.00 |
108.00 |
90.00 |
90.00 |
108.00 |
108.00 |
36.00 |
36.00 |
Отметка уровня DН |
||||||
0.39 |
0.47 |
0.23 |
0.25 |
0.22 |
0.21 |
0.20 |
0.18 |
0.24 |
0.34 |
0.25 |
0.20 |
0.30 |
0.36 |
0.27 |
0.28 |
0.24 |
0.29 |
0.25 |
0.31 |
0.43 |
0.26 |
0.28 |
0.31 |
0.35 |
0.39 |
0.32 |
0.35 |
0.36 |
0.36 |
0.41 |
0.44 |
0.39 |
0.40 |
0.42 |
0.39 |
0.40 |
0.37 |
0.34 |
0.37 |
0.32 |
0.35 |
0.36 |
0.38 |
0.20 |
0.20 |
0.32 |
0.39 |
0.31 |
0.42 |
0.36 |
1.38 |
0.33 |
0.36 |
0.38 |
0.39 |
0.36 |
0.39 |
0.38 |
0.48 |
0.48 |
0.46 |
0.46 |
0.40 |
0.39 |
0.38 |
0.32 |
0.32 |
0.39 |
0.43 |
0.28 |
0.33 |
0.31 |
0.34 |
0.35 |
0.34 |
0.38 |
0.45 |
0.44 |
0.34 |
0.36 |
0.46 |
0.43 |
0.23 |
0.17 |
0.25 |
0.34 |
0.37 |
0.28 |
0.31 |
0.28 |
0.16 |
0.23 |
0.31 |
0.26 |
0.12 |
0.28 |
0.49 |
0.34 |
0.0 |
0.18 |
0.28 |
- 0.02 |
- 0.03 |
0.28 |
0.09 |
0.19 |
0.39 |
0.35 |
0.33 |
0.36 |
0.30 |
Все три массива табл. П.5.3 выводятся на печать по одной и той же схеме: входящие в них величины располагаются по строкам последовательно для каждых суток навигационного периода. Так, например, в массиве высот волн HW в первые сутки навигационного периода волна 3 %-ной обеспеченности имеет высоту 2,38 м, во вторые сутки - 1,32 м и т.д.
В табл. П.5.4 приводится результат расчета характеристик помех L и М. Программа «Помеха» рассчитывает эти величины для 20 значений объявленной осадки начиная со значения Тоб, при котором появляется первая помеха (в данном случае Тоб1 = 10,6 м). Из таблицы видно, что при объявленной осадке меньше 10,6 м помеха отсутствует, а начиная с Тоб = 11,8 м канал закрыт помехой в течение всего навигационного периода (298 сут.).
Таблица П.5.4
Статистические характеристики потока помех
Характеристика помех |
||||
Число б/р |
Суммарная продолжительность, сут |
Интенсивность |
||
подхода L, 1/сут |
длительности М, 1/сут |
|||
10.60 |
1. |
1. |
0.003 |
1.0000 |
10.70 |
3. |
4. |
0.010 |
0.7500 |
10.80 |
4. |
5. |
0.013 |
0.8000 |
10.90 |
6. |
8. |
0.020 |
0.7500 |
11.00 |
7. |
9. |
0.023 |
0.7778 |
11.10 |
7. |
9. |
0.023 |
0.7778 |
11.20 |
11. |
13. |
0.037 |
0.8462 |
11.30 |
18. |
23. |
0.060 |
0.7826 |
11.40 |
28. |
40. |
0.094 |
0.7000 |
11.50 |
37. |
83. |
0.124 |
0.4458 |
11.60 |
39. |
162. |
0.131 |
0.2407 |
11.70 |
15. |
275. |
0.050 |
0.0545 |
11.80 |
1. |
298. |
0.003 |
0.0034 |
11.90 |
1. |
298. |
0.003 |
0.0034 |
12.00 |
1. |
298. |
0.003 |
0.0034 |
12.10 |
1. |
298. |
0.003 |
0.0034 |
12.20 |
1. |
298. |
0.003 |
0.0034 |
12.30 |
1. |
298. |
0.003 |
0.0034 |
12.40 |
1. |
298. |
0.003 |
0.0034 |
12.50 |
1. |
298. |
0.003 |
0.0034 |
Таблицы по форме табл. П.5.4 выводятся на печать для каждого года расчета. После окончания расчета за последний год находятся средние значения интенсивностей подхода помехи Lср и ее длительности Мср, а также определяется зависимость среднего простоя судна П от объявленной осадки Тоб. Эти сведения печатаются в форме табл. П.5.5.
Таблица П.5.5
Средние значения за 6 лет
Интенсивность |
Простои судна, сут |
||
подхода, 1/сут |
длительности, 1/сут |
||
10.70 |
0.0061 |
0.9167 |
0.0073 |
10.80 |
0.0101 |
0.8667 |
0.0135 |
10.90 |
0.0161 |
0.8611 |
0.0217 |
11.00 |
0.0219 |
0.8843 |
0.0280 |
11.10 |
0.0256 |
0.7635 |
0.0439 |
11.20 |
0.0449 |
0.7611 |
0.0776 |
11.30 |
0.0640 |
0.6597 |
0.1471 |
11.40 |
0.0875 |
0.5366 |
0.3039 |
11.50 |
0.1098 |
0.3677 |
0.8121 |
11.60 |
0.1054 |
0.1992 |
2.6551 |
11.70 |
0.0661 |
0.0850 |
9.1454 |
11.80 |
0.0233 |
0.0257 |
35.1591 |
11.90 |
0.0039 |
0.0039 |
254.9218 |
12.00 |
0.0030 |
0.0030 |
334.2515 |
12.10 |
0.0030 |
0.0030 |
334.2515 |
12.20 |
0.0030 |
0.0030 |
334.2515 |
12.30 |
0.0030 |
0.0030 |
334.2515 |
12.40 |
0.0030 |
0.0030 |
334.2515 |
12.50 |
0.0030 |
0.0030 |
334.2515 |
Таблица П.5.6
Таблица исходных данных (по программе «Экономика»)
Номер грузопотока, б/р |
Тип судна, б/р |
Число судо-заходов в год в порт, б/р |
Водоизмещение судна, т |
Расчетная осадка, м |
Число тонн на 1 см осадки, т/см |
Грузоподъемность при расчетной осадке, т |
Валовая норма грузовых работ, т/сут |
Расстояние между портами, мили |
Средняя скорость судна на переходе, уз |
1 |
1 |
4 |
32404. |
11.50 |
52.00 |
31416. |
10000. |
1335. |
11.42 |
1 |
2 |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
1 |
3 |
32404. |
11.50 |
52.00 |
31416. |
10000. |
1400 |
11.42 |
2 |
2 |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
1 |
5 |
32404. |
11.50 |
52.00 |
31416. |
10000. |
1455. |
11.42 |
3 |
2 |
2 |
47240. |
11.50 |
56.80 |
40424. |
10000. |
1455. |
12.29 |
4 |
1 |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
2 |
1 |
47240. |
11.50 |
56.80 |
40424. |
15500. |
8800. |
12.29 |
5 |
1 |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5 |
2 |
1 |
47240. |
11.50 |
56.80 |
40424. |
15500. |
8800. |
12.29 |
В последней графе табл. П.5.5 приведены значения среднего простоя судна по гидрометеорологическим условиям в функции от объявленной осадки:
П = f(Toб). (П.5.1)
Из таблицы видно, что начиная с объявленной осадки Тоб = 12 м канал закрыт для прохода судов в течение 334,25 сут, т.е. в течение всего навигационного периода. (Среднее значение продолжительности навигационного периода за 6 лет составляет именно эту величину.)
Табл. П.5.6 содержит комплекс входных данных для программы «Экономика», рассчитывающей значения критериев эффективности r для каждой грузоперевозки и суммарного критерия R для всего порта (целевой функции задачи).
Таблица П.5.7
Целевая функция R при различных значениях объявленной осадки
Расчетная оптимальная объявленная осадка в порту Tоб = 11,30 м.
В табл. П.5.7 приведены окончательные результаты расчета - целевая функция R для всех 20 значений объявленной осадки. Из таблицы видно, что максимальное значение целевой функции
R = 55093 т/сут,
что соответствует расчетной оптимальной объявленной осадке
= 11,30 м.
В связи с тем что в период расчета на Ильичевском подходном канале минимальная глубина была увеличена с 12,0 до 12,2 м, к расчетной объявленной осадке водится поправка на изменение глубин по формулам:
dH = Н - Hр = 12,2 - 12,0 = 0,2 м;
Tоб = + dH = 11,3 + 0,2 = 11,5 м.
Эта осадка и была объявлена администрацией порта.
Расчет выполнен для подходного канала порта Ильичевск. Данные о гидрометеорологических условиях и рассчитанные в соответствии с ними значения среднего простоя судна в функции от объявленной осадки приняты по результатам предыдущего примера. Причем в табл. П.5.5 внесена поправка, учитывающая изменение глубины канала за счет выполненных дноуглубительных работ на 0,2 м - с 12,0 до 12,2 м.
Для расчета приведенных затрат используются данные о фактических перевозках советскими судами с осадкой, превышающей расчетную, за 10 месяцев 1982 г. Необходимые сведения приведены в табл. П.6.1.
Таблица П.6.1
Работа крупных судов в порту Ильичевск за 10 месяцев 1982 г.
Балансовая стоимость судна Б, руб. |
Наименование груза и норма грузовых работ М, т/ч |
Рейс |
Ходовое время tх, сут |
Себестоимость содержания судна S, руб./сут |
Число рейсов |
||
на ходу |
на стоянке |
||||||
«Маршал Буденный» |
18974000 |
Бокситы 770 |
Из порта Картье |
10.0 |
15945 |
13715 |
1 |
«Николай Вознесенский» |
8500000 |
Уголь 630 |
В Югославию |
3.0 |
7468 |
5754 |
1 |
«Ион Солтыс» |
17445000 |
Трубы б.д. 227 |
Из Сингапура |
12.28 |
11877 |
9656 |
1 |
«Совфрахт» |
7500000 |
Зерно 180 |
Из Аргентины |
28.0 |
3693 |
3068 |
2 |
Результаты расчета приведенных затрат на перевозку 1 т груза по формулам (2.2), (2.3) и (2.4) для каждого рейса при различных значениях объявленной осадки приводятся в табл. П.6.2 - П.6.5.
Таблица П.6.2
«Маршал Буденный» - перевозка бокситов
11.3 |
11.5 |
11.6 |
11.7 |
|
2. Грузоподъемность при этой осадке Q, т |
57864 |
59600 |
60468 |
61336 |
3. Средний простой судна по гидрометеоусловиям П, сут |
0.044 |
0.147 |
0.304 |
0.812 |
4. [(tст + П)Sст]:Q |
0.753 |
0.776 |
0.811 |
0.924 |
5. (txSx):Q |
2.756 |
2.675 |
2.637 |
2.600 |
6. (4) + (5) = С |
3.509 |
3.451 |
3.448 |
3.524 |
7. З1 = С + 0,15 |
5.284 |
5.200 |
5.198 |
5.230 |
Таблица П.6.3
«Николай Вознесенский» - перевозка угля
1. Объявленная осадка Тоб, м |
11.3 |
11.5 |
11.6 |
11.7 |
2. Грузоподъемность при этой осадке Q, т |
33895 |
34835 |
35305 |
35775 |
3. Средний простой судна по гидрометеоусловиям П, сут |
0.044 |
0.147 |
0.304 |
0.812 |
4. [(tст + П)Sст]:Q |
0.388 |
0.405 |
0.430 |
0.511 |
5. (txSx):Q |
0.661 |
0.643 |
0.635 |
0.626 |
6. (4) + (5) = С |
1.049 |
1.048 |
1.065 |
1.140 |
7. З2 = С + 0,15 |
1.594 |
1.595 |
1.623 |
1.743 |
Таблица П.6.4
«Ион Солтыс» - перевозка труб большого диаметра
1. Объявленная осадка Тоб, м |
11.3 |
11.5 |
11.6 |
11.7 |
2. Грузоподъемность при этой осадке Q, т |
43450 |
44586 |
45154 |
45722 |
3. Средний простой судна по гидрометеоусловиям П, сут |
0.044 |
0.147 |
0.304 |
0.812 |
4. [(tст + П)Sст]:Q |
1.782 |
1.804 |
1.837 |
1.944 |
5. (txSx):Q |
3.357 |
3.271 |
3.230 |
3.190 |
6. (4) + (5) = С |
5.139 |
5.075 |
5.067 |
5.134 |
7. З3 = С + 0,15 |
8.488 |
8.389 |
8.380 |
8.503 |
Таблица П.6.5
«Совфрахт» - перевозка зерна
11.3 |
11.5 |
11.6 |
11.7 |
|
2. Грузоподъемность при этой осадке Q, т |
36982 |
38006 |
38518 |
39030 |
3. Средний простой судна по гидрометеоусловиям П, сут |
0.044 |
0.147 |
0.304 |
0.812 |
4. [(tст + П)Sст]:Q |
0.747 |
0.722 |
0.734 |
0.744 |
5. (txSx):Q |
2.796 |
2.721 |
2.685 |
2.649 |
6. (4) + (5) = С |
3.543 |
3.443 |
3.419 |
3.423 |
7. З4 = С + 0,15 |
6.594 |
6.439 |
6.397 |
6.412 |
По данным таблиц находим значения суммарных приведенных затрат по всем рейсам для каждого значения объявленной осадки:
SЗ(Т) = З1 + З2 + З3 + 2З4
(«Совфрахт» выполнил два рейса, остальные суда - по одному).
Результаты расчетов по этой формуле представлены в табл. П.6.6.
Таблица П.6.6
Значения суммарных приведенных затрат при различных объявленных осадках
Тоб, м |
З, руб. |
11.3 |
28.55 |
11.5 |
28.06 |
11.6 |
28.00* |
11.7 |
28.30 |
Из таблицы видно, что отмеченное звездочкой минимальное значение суммарных приведенных затрат при заданной расстановке судов соответствует объявленной осадке Тоб = 11,6 м, которая в данном случае является оптимальной.
Экономический эффект от внедрения настоящего Руководства может быть определен только для конкретного порта при известном (планируемом) грузопотоке и наличии статистических данных о гидрометеорологической обстановке.
Приводимый ниже расчет выполнен для порта Ильичевск, где в 1978 г. проводилось опытное внедрение Руководства. Этому году соответствуют принятые в расчете исходные данные. Расчет дает представление об экономической целесообразности использования Руководства в практической деятельности портов и пароходств.
С помощью критерия приведенных затрат сопоставляются потери от простоя крупнотоннажных судов в ожидании благоприятных условий для проводки с эффектом, получаемым от увеличения загрузки этих судов.
Определение годового экономического эффекта произведено в соответствии с Методикой определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложении (М., 1981) и основывается на сопоставлении приведенных затрат по базовой и новой технологии.
В приводимом примере под базовой технологией понимается перевозка руды судами типа «Зоя Космодемьянская» при объявленной осадке судов Тоб = 11,0 м, существовавшей в порту Ильичевск до выполнения расчетов по методике настоящего Руководства, под новой технологией - перевозка того же груза при новом значении объявленной осадки Тоб = 11,3 м, рекомендованной в соответствии с Руководством.
Экономический эффект достигается за счет возможного увеличения грузоподъемности судов этого типа на 1700 т при увеличении их осадки на 30 см. При этом исключается необходимость выполнения дополнительных дноуглубительных работ.
Приведенные затраты определяются как сумма себестоимости и нормативной прибыли:
где З - приведенные затраты на единицу продукции (в данном случае - на 1 т перевозимого груза), руб.;
С - себестоимость единицы продукции (перевозка 1 т груза), руб.;
К - удельные капиталовложения в производственные фонды (при перевозке 1 т груза);
Ен - нормативный коэффициент эффективности капиталовложений (принимаемый для всего народного хозяйства Ен = 0,15).
Годовой экономический эффект от внедрения новой технологии (в данном случае от перевозки грузов при новой объявленной осадке) определяется по формуле
Э = (З1 - З2)А2 - ЕнSнир, (П.7.2)
где Э - годовой экономический эффект, руб.;
З1 и З2 - приведенные затраты на 1 т перевозимого груза по базовой и новой технологии, определяемые по формуле (П.7.1), руб.;
А2 - годовой объем производства продукции (перевозки груза) по новой технологии в расчетном году в натуральных единицах;
Sнир - себестоимость научно-исследовательской разработки.
В расчете учтен эффект только по советским судам типа «Зоя Космодемьянская», перевозившим в 1978 г. руду в Японию.
Расчет экономических показателей
Наименование показателей |
Обозначение и формула |
Показатель |
|
Базовый вариант |
Внедряемый вариант |
||
1. Объявленная осадка, м |
Тоб |
11,0 |
11,3 |
2. Балансовая стоимость, руб. |
Б |
24,58×106 |
24,58×106 |
3. Число рейсов |
п |
16 |
16 |
4. Загрузка судна, т |
Q |
42900 |
44600 |
5. Дальность перевозки, мили |
l |
8732 |
8732 |
6. Средняя скорость судна, миль/сут |
v |
259 |
259 |
7. Ходовое время, сут |
tх = |
33,70 |
33,70 |
8. Средний простой судна по гидрометеоусловиям, сут |
П |
0,03 |
0,15 |
9. Нормы грузовых работ, т/ч: |
|
|
|
при погрузке |
Мп |
390 |
390 |
при выгрузке |
Мв |
830 |
830 |
10. Стояночное время, сут |
tст = |
4,58 |
4,76 |
11. Себестоимость содержания судна, руб./сут: |
|
|
|
на ходу |
Sx |
9516 |
9516 |
на стоянке |
Sст |
8707 |
8707 |
12. Эксплуатационные расходы за один рейс, руб. |
Рэ = Sxtх + Sстtст |
360567 |
362135 |
13. Себестоимость перевозки 1 т руды, руб./т |
Сэ = |
8,40 |
8,12 |
14. Удельные капиталовложения на перевозку 1 т руды, руб./т |
|
60,09 |
58,07 |
15. Годовой объем перевозки руды, т |
A = nQ |
686400 |
713600 |
16. Себестоимость научно-исследовательской работы, руб. |
Sнир |
- |
25000 |
17. Приведенные затраты, руб./т |
З = С + 0,15К |
17,413 |
16,830 |
По результатам таблицы и в соответствии с формулой (П.7.2) годовой экономический эффект от внедрения Руководства в Ильичевском морском порту составляет:
Э = (17,413 - 16,830)713600 - 0,15×25000; Э = 412279 руб.
В том числе от снижения себестоимости:
Эс = (8,40 - 8,12)713600 = 199808 руб.
Полученный экономический эффект учитывает совместное влияние потерь от простоя крупных судов в ожидании благоприятных метеорологических условий для проводки по каналу и дополнительного дохода от увеличения загрузки судов.
СОДЕРЖАНИЕ
_________________________________________________________ |